Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста

Все дети любят играть. Но при всей кажущейся несерьёзности, игра – неотъемлемая часть детства, оказывающая колоссальное влияние на различные аспекты развития человека. Фактически, в игре дети обучаются навыкам социализации и самостоятельности, раскрывают свой творческий потенциал и находят варианты решения многих проблем, с которыми им только предстоит столкнуться во взрослой жизни.

Как игры для школьников влияют на физическое развитие?

Без сомнения, физическая активность во время спортивных и иных игр, приносит пользу развивающемуся организму. Во время подвижных игр, в особенности, если они проходят на свежем воздухе, увеличивается насыщение крови кислородом, ускоряется обмен веществ, что в свою очередь является профилактикой лишнего веса у детей – актуальной проблемы современности. Физическая активность на свежем воздухе помогает укрепить иммунитет и способствует расходованию излишней энергии, что благотворно влияет на усидчивость и внимание детей во время уроков.

Какие навыки развивают подвижные игры

Весёлые, активные игры очень важны для физического воспитания ребёнка. В подвижных играх для дошкольников укрепляется здоровье, улучшается обмен веществ, оказывается благотворное влияние на все системы растущего организма.

Помимо этого, любая подвижная игра совершенствует двигательные умения и навыки, помогает развивать физические качества малыша. К 5 годам ребёнок уже хорошо управляет своим телом, у него много сил и энергии, он стремится в полной мере насладиться свободой движений. И если дать ему такую возможность в игровой форме, он будет расти активным, подвижным. Игры с мячом, скакалками, обручем, командные игры развивают ловкость и координацию движений. Качества и навыки, полученные в ходе активных детских развлечений, ребёнок затем применяет в обычной жизни: при самообслуживании, одевании, занятиях творчеством.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

Особенности дошкольного развития детей

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

  • Календарь. Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной.
  • Часики. Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять.
  • Счетный материал. Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Подвижная игра или дозированные упражнения?

Самостоятельно контролируемая и придуманная игра – это естественный спутник жизнедеятельности малыша. Она удовлетворяет его потребности в жизнерадостных, доступных и приятных для развивающегося организма движениях.

В то же время строго дозированные и контролируемые упражнения лишают ребенка возможности проявлять:

  • собственную инициативу;
  • фантазию;
  • эмоции;
  • творческие замыслы;
  • интерес, придумывая новые модели и сюжеты игры.

Дозированные упражнения не стимулируют двигательную (физическую) активность ребенка, а подавляют ее, загоняя в рамки определенного времени, места и однообразных упражнений. И вопреки существующему мнению, придумать подвижную забаву для ребенка сегодня значительно легче, чем подобрать разнотипные комплексы упражнений, дабы заинтересовать группу малышей. Чтобы озадачить ребенка, сегодня достаточно найти наборы для подвижных игр:

  • бумеранги;
  • ручные рогатки, ракетные установки или ракетометы;
  • стрелы и лук (арбалет) на липучках;
  • воздушные или пневматические пушки или бластеры;
  • кольцеметы;
  • полноценные наборы для игры в воздушный бой.

Первый кирпичик фундамента крепкого здоровья ребенка и его разностороннего развития закладывается еще в раннем возрасте, а укрепляется в дошкольном периоде детства. В возрасте от 3 лет малыш способен осознать принцип игры, сделать ее анализ и принять самостоятельное решение. А перечисленные выше наборы игрушек для подвижного времяпрепровождения поспособствуют тому, чтобы эти качества максимально развить.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями.

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

Для детей 6-лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);
  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;
  • бег вперёд, назад, с поворотами
  • прыжки со скамьи и на скамью

Важно!Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!