Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить правильно?

Развитие речи у ребенка – сугубо индивидуальный процесс, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития.

Коррекционная работа

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени — читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходима работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом), не будут лишними арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия, взаимодействие с домашними животными.

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.
Читайте также:  Как назвать девочку в 2021 году: красивые и редкие имена

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным.  Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет.

Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь.

Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Симптомы для обращения к детскому неврологу

Специалисты разделяют речь на два типа: экспрессивную и рецептивную. Первый тип развивается артикуляцией, т.е. малыш сначала овладевает звуками, потом слогами, а позже – словами. Рецептивный тип отвечает за способность осмысливать свои и чужие слова. Задержка речевого развития у детей может затрагивать оба этих типа.

Читайте также:  Курение во время кормления грудным молоком

Причин, из-за которых возникают проблемы, довольно много. На развитие речи ребенка могут повлиять наследственные факторы, проблемы со слухом, родовые травмы и многое другое. Часто задержка речи обусловлена неврологическими патологиями, поэтому коррекция должна проводиться под контролем врача.

Специалисты руководствуются принятыми нормами нормального формирования речевых навыков. Это достаточно обширный перечень, несоответствие которому является тревожным сигналом. Но задержку речевого развития у детей могут распознать сами родители. Есть несколько выраженных признаков, по которым можно судить о наличии проблемы.

Необходимо обратиться к врачу, если ребенок:

  • В 3-4 месяца не гулит и не дает никаких реакций на обращение взрослых;
  • В полгода не лепечет, а к году не складывает звуки в слоги;
  • К полутора годам не воспринимает имена людей и названия предметов;
  • К 2-м годам не строит простые предложения, не понимает элементарных просьб;
  • В 3 года не может воспроизвести связный рассказ, плохо произносит слова.

Важно внимательно следить за развитием речи ребенка. Родителям нужно обращать внимание не только на количество произносимых слов. Обращаясь к ребенку и не видя реакции, они должны осознавать, что дети могут не просто игнорировать взрослого, а не понимать того, что им говорят.

Результативное лечение в центре «ЭСКУЛАП+»

Задержка речевого развития у детей должна лечиться своевременно. Многие родители упускают время, решая просто подождать, когда малыш наконец-то заговорит. Этому способствуют различные убеждения, порой не имеющие под собой никаких оснований. Например, что мальчики сильно отстают в развитии от сверстниц или что проблема решится после начала посещения детсада.

К сожалению, во многих случаях ситуация только усугубляется. Развитие речи неразрывно связано с мышлением, памятью, навыками письма. Не скорректированные вовремя проблемы могут привести к задержке психического развития, плохой успеваемости в школе и т.д. Чем старше становится ребенок, тем тяжелее искоренить проблему.

Читайте также:  Как выстроить общение с ребенком после развода

Эффективные методы лечения, которые использует детский невролог нашего медицинского центра, позволяют исправить ситуацию и в короткие сроки достичь положительной динамики. В основном, усилия по борьбе с задержкой речевого развития у детей сводятся к трем основным методикам:

  • Прием медикаментов;
  • Физиотерапия;
  • Специальная коррекция.

Лекарственные препараты используются для того, чтобы активировать участки головного мозга, связанные с речевым аппаратом. Это очень важный этап лечения. Многие родители настораживаются, когда им говорят о необходимости приема ноотропов. Но это нужная и безопасная мера, которая дает видимые результаты.

Невролог центра «ЭСКУЛАП+», который помогает преодолевать задержку речевого развития у детей, использует прогрессивные методы, дающие хорошие результаты.

Особенности диагностики

В случае ЗРР обследование проводит не только логопед, потому что часто данная патология сопровождается задержкой психического развития. Вначале вы идете на прием к педиатру, который посмотрит на общее состояние малыша и направит к нужным специалистам.

Затем проводят неврологическое обследование. Это поможет определить состояние речевых центров и наличие или отсутствие минимальной мозговой дисфункции. Отоларинголог проверит состояние слуха, чтобы исключить глухоту и тугоухость.

Особенности диагностики

Обследованием речи занимается логопед. Он изучает анамнез, смотрит результаты проверки других специалистов. Логопед исследует состояние артикуляционного аппарата. Обращает внимание, есть ли у малыша потребность в общении, как он коммуницирует с другими людьми. Если диагностика проводится в возрасте до года, логопед смотрит на речевое поведение малыша как в естественной обстановке, так и в искусственно организованной; особое внимание обращает на состояние его вербального развития.

Если обследование проводится после года, логопед фиксирует появление первых слов и фразовой речи; оценивает звукопроизносительную сторону. Проверяет словарный запас: соответствует ли он норме, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Для оценки психологического и речевого развития логопеды используют специальные методики: Денверский тест психомоторного развития и другие методики для проверки состояния в раннем возрасте.