Всё о детской игромании: как оградить от неё ребенка и как вылечить

Лудомания — патологическая склонность к азартным играм; заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. В системе кодирования болезней МКБ-10 имеет код F63.0.

советов, которые помогут вам справится с этой проблемой:

  1. Начните с себя. Если домашние постоянно видят вас зависающими со смартфоном или планшетом в руках, ваши увещевания будут ничего не стоящими. Если вы сами зависимы от экранных технологий, вполне логично, что дети будут копировать ваше поведение и пропускать мимо ушей замечания;
  2. Постарайтесь понять причину. Безделье, побег от проблемной реальности, психологический дискомфорт, неудачи, стресс, недостаток общения, замкнутость. Начните решать проблемы, и возможно, эта зависимость пойдет на спад сама;
  3. Займитесь ребенком, организуйте его свободное время, семейный досуг. Узнайте больше о его интересах, развивайте таланты, ходите вместе куда-нибудь: кружки, походы, пляж, прогулки по городу, парк, выставки. Выгуливайте собаку и обучайте ее командам, поезжайте на дачу, бегайте на стадионе, готовьте еду, посмотрите и обсудите фильм. Подойдите к вопросу творчески. Тяга к гаджетам усиливается, когда нечего делать и скучно. Мы вовсе не говорим о том, чтобы вы, приходя с работы, бесконечно развлекали свое чадо. Необходимо просто жить вместе, делать что-то сообща, а не существовать в параллельных мирах, находясь в одной квартире. Но не надо читать нотации, а просто начните вытаскивать ребенка на улицу, кататься на лыжах, на велосипеде. Время на безделье уменьшится, из-за физической усталости улучшится сон;
  4. Поговорите о вреде чрезмерного использования ПК и других технологий, не молчите. Не запрещайте в стиле «просто потому что нельзя», «я так сказал и точка». Расскажите о своих опасениях, о том, чем все это может закончиться, об опасностях в социальных сетях и порнографии, влиянии на зрение и осанку и т.д. Здесь все зависит от возраста игромана и степени его вовлеченности. Поговорите о времени, которое уже никогда не вернуть. А ведь его можно было потратить на что-то полезное и интересное! Возможно, вам поможет такой наглядный пример: попросите выдавить зубную пасту из тюбика. В процессе можно поиграть, перемазав друг друга или нарисовав ею картинку на тарелке. Потом попросите сложить пасту обратно в тубу. Не получается? Вот так и драгоценные дни нашей судьбы уже никогда не вернуть обратно;
  5. Поместите компьютер на самом видном месте, например, в коридоре или на кухне. Ни в коем случае не в личной комнате, детской или спальне! Монитор должен быть хорошо обозреваем каждому проходящему мимо. Порой эта мера является уже достаточной для самоконтроля и удерживает от посещения запретных страниц;
  6. Установите пароли на Интернет и само устройство.

Как происходит лечение игромании в «Инсайт»

Игромания – это та же болезнь, такая же серьезная зависимость как наркомания или алкоголизм. Начинается все с, казалось бы, безобидного увлечения играми, но уже в скором времени человек начинает проигрывать большие деньги, отказывается от общения с родными и близкими, ведет асоциальный образ жизни. И здесь важно, как можно раньше провести лечение игровой зависимости, чтобы игроман вернул интерес к реальности, перестал жить в виртуальном мире, представляющем для него опасность.

РЦ «Инсайт» проводит специальные курсы психокоррекции, в ходе которых с обратившимися за помощью работают психологи и аддиктологи. По итогам терапии игроманы достигают следующего:

  • выявляют главную причину появления патологической тяги к играм;
  • находят мотивацию для борьбы со сложившейся ситуацией;
  • учатся решать проблемы, а не уходить от них;
  • осваивают навыки адаптации к нормальной жизни и социализации.

Дополнительно игроманам предложено общение с людьми, которые успешно побороли зависимость, вернулись к нормальной жизни. Оно помогает понять, что нет ничего невозможного, и найти в себе силы для продолжения борьбы.

Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?

Видеоигры удовлетворяют естественные потребности детей и подростков.

Компьютерная игра – продукт, который создается для определенной аудитории, представители которой имеют свои вкусы и предпочтения. Невозможно сделать продукт, который подойдет каждому. Что привлекает одного, может быть скучно для другого.

Теперь это не проблема.

Несмотря на то, что невозможно найти компьютерную игру, которая понравится всем, каждый может найти игру, которая понравится именно ему.

Рынок компьютерных игр огромен, выбирать есть из чего.

Дети прошлых поколений играли в казаков-разбойников, вышибалу, заморозку, прятки и просто войнушки. Сегодня дети очарованы возможностями современных реалистичных шутеров вроде Call of Duty, Battlefield, Counter Strike или мультяшного Overwatch.

Дети, которым нравится спорт, с большей вероятностью воплотят свои мечты в виртуальной FIFA или NBA. Любители автомобилей и скорости не смогут устоять перед серией NFS или Forza.

Читайте также:  Почему дети не любят читать и что с этим делать

Подростки, интересующиеся фантастикой и исследованиями, скорее, увлекутся World of Warcraft, нежели чтением Властелина Колец или Гарри Поттера.

Дети, которые раньше строили конструкции из лего, могут реализовать свои замыслы в Minecraft, затратив на это гораздо меньше усилий.

И так во всем.

Онлайн-игры, социальные связи и привлекательность виртуального мира

Онлайн компоненты современных видеоигр не только расширяют возможности игрока. Именно многопользовательские компьютерные игры любых жанров с большей вероятностью вызывают компьютерную зависимость у детей и подростков.

Во время первого бума на видеоигры 80-х годов они создавались, в основном, для одного игрока. Игра требовала постепенного повышения концентрации, внимательности и координации рук и глаз в сочетании с получением наиболее высокого балла (вспомните Супер Марио, Змейку или Тетрис).

Даже тогда некоторые люди становились одержимые цифрами (баллами), но всерьез о зависимости детей или подростков от компьютерных игр заговорили в начале 2000-х, что совпало с появлением онлайн-игр.

Видеоигры перестали быть развлечением для одного. Игроки сами стали неотъемлемой частью высокодетализированных, непрерывно развивающихся, “живых” виртуальных миров. Геймеры создают своих уникальных персонажей, заключают союзы с другими игроками, ведут торговлю, создают собственные игровые цели.

Эти виртуальные миры некоторым нравятся больше, чем реальная жизнь. Онлайн-вселенные стали больше, чем просто играми – теперь они приблизились к реальному обществу с городами, валютой, классами, магазинами и услугами, историями и мифологиями, и даже, правоохранительными органами.

Профилактика и коррекция игровой зависимости

Профилактика и коррекция игровой зависимости должна проходить под наблюдением специалистов. Наш реабилитационный центр предлагает программу лечения виртуальной болезни, а также помощь высококвалифицированных специалистов.

Лечение не должно быть навязчивым и агрессивным. Главным в успешности терапии является желание зависимого человека вылечиться. Поэтому методы лечения должны помочь признать свою зависимость и разбудить желание избавиться от проблемы. Семья должна максимально помогать в лечении. Обязательными являются семейные консультации у профессионального психолога, так как зачастую именно проблемы в семье толкают подростка в игровой мир.

Профессионал поможет осознать проблему, сможет научить ребенка или взрослого справляться с проблемами, а не уходить от них в выдуманный виртуальный игровой мир. Терапия имеет высокую эффективность, позволяет избавиться от заболевания, вернувшись к нормальной жизни.

В стрессе ребенок начинает искать выход

Как все начинается?

– Знакомство ребенка с компьютерным устройством начинается с познавательных программ, развивающих игр.

Потом дети идут в школу. Границы социума расширяются, и появляются сверстники, которые знают другие игры, более затягивающие, более агрессивные. Начинается обмен играми. В этот момент может произойти что-то негативное для ребенка. Допустим, он плохо находит общий язык с учителем, в классе у него возникают трудности с общением.

Замкнутые дети, или просто испытывающие трудности с общением, находят утешение и самоутверждение, проводя время за играми: там они переживают все свои самые лучшие и яркие эмоции.

Как только ребенок, его организм, его душа понимает, что там ему комфортнее, он всячески стремится уйти в этот виртуальный мир, где он чувствует себя и героем, и защищенным.

Особенно опасны сетевые игры. В сетевых играх ребенок находит друзей. Пусть у них «ники» – почти собачьи клички, но он воспринимает их именно как друзей, с которыми он занимается одним делом. Начинается с этого, а дальше – природа. К сожалению, только 30% из играющих – это ребята абсолютно здоровые.

А остальные?

– В медицине, в психиатрии есть такое понятие – «неблагоприятная почва». Это означает, что еще до возникновения минимальной увлеченности компьютерными играми у детей были явные или скрытые проблемы со здоровьем (неврологические или психические).

Какие-то заболевания передались им генетически, а какие-то были получены в процессе внутриутробного развития, во время травмирующих родов, полученных травм головы и т.д. И вот на такой «подходящей почве» легко может возникнуть патологическая зависимость.

В таких случаях все нужно дифференцировать с детским психологом, с детским или подростковым психиатром. Определение биологической причины игромании позволит помочь психологам работать с проблемой более продуктивно. И высококвалифицированные психологи это отлично понимают. Ведь, кроме поучений и каких-то психологических моментов научения жизни без компьютера, необходимо еще и лечение основного заболевания. Проблема в том, что родители, которые обращаются за помощью (если они обращаются, спасибо им большое), не хотят принимать того, что у ребенка не все в порядке, они говорят: «У нас ребенок здоров, никаких лекарств не надо».

У нас все боятся психотропных лекарств. Между тем «тропность» означает предпочтение, то есть эта группа лекарств «благосклонно» относится к душевным расстройствам. К этой группе лекарств также относятся и любимые всеми препараты, улучшающие питание и кровообращение мозга. Порой бывает достаточно просто назначить именно эти препараты для того, чтобы снять тревогу у пациента, и дальше уже – начать занятия с психологом.

То есть при лечении игровой зависимости нужна медикаментозная поддержка?

– Да, для лечения уже возникшего процесса и при условии выявления нарушения психики – я убеждена в этом. Индивидуально, в зависимости от каждого случая.

30% – это полностью здоровые ребята, которым ничего в этом смысле не угрожает?

Читайте также:  Новые интересы малыша: развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

– Есть социально-психологические проблемы, о которых мы уже начали говорить. Взрослые часто начинают играть после перенесенного стресса, например, стрессом у отцов может быть даже рождение первого ребенка.

У детей может быть стресс, например, когда ребенок не очень хорошо знает математику, ему не помогают, он не признается, что не понимает, и начинает замыкаться. Учительница начинает делать ему резкие замечания, ученики в классе смеются – всем известная детская жестокость. Если он попадает в эту ситуацию, то может начать играть, чтобы заглушить свои внутренние переживания. Это самый простой пример, а стрессов у ребенка и подростка – хватает.

Все мы знаем о подростковой любви, которая всегда переносится тяжело…

Вообще, любой человек в стрессовой ситуации рано или поздно начинает искать выход, и не обязательно плохой. Было бы правильно, если бы родители в этот момент были рядом. И помогли найти выход ребенку. Если, например, в этот момент девочка начнет заниматься танцами – это тоже будет выход. Но проще дома включить компьютер.

Четыре этапа лечения

Процесс лечения от лудомании делится на четыре этапа. Пренебрегать ни одним из них не следует. Все должно идти постепенно, от шага к шагу.

Первый этап

Начало лечения – это осознание друзьями и родственниками гемблера, что нездоровое пристрастие к игре, это не дурная привычка, а серьезная болезнь, которая все же поддается лечению. Также, необходимо наложить на больного определенные ограничения, в первую очередь финансовые.

Второй этап

Далее, необходимо начать контактировать с психотерапевтом, который поможет победить зависимость. Человек должен четко осознать, что он болен и ему необходима помощь психотерапевта, который приложит все знания, для того чтобы помочь побороть эту привычку.

При обращении к специалисту необходимо настроиться на готовность принять помощь. Избитые фразы: «Я не болен. Я смогу все сам. У меня хватит силы воли.», не помогут. Причина, по которой лудомания одерживает верх над человеком, кроется внутри него самого. И очередной срыв связан вовсе не с отсутствием воли, а с тем что нужна помощь извне, чтобы показать те ловушки, которые расставляет болезнь.

Третий этап

На этом этапе, пациент, под контролем специалиста, анализирует и прорабатывает свой опыт и сложившуюся ситуацию. Именно в этот момент начинают применять гипнотическое внушение, которое подкрепляют гештальттерапией, психосинтезом, занятиями в группе и тренингами. Вырабатываются новые поведенческие модели для того чтобы человек научился самоконтролю в ситуациях, связанных с игрой.

Этот этап позволяет устранить игровую субличность и перестроить личность больного мотивируя его к здоровому образу жизни. Ставятся достижимые цели и задачи, а также ищутся варианты компенсации пустоты, которая образуется в сознании при потере возможности играть.

Пациента учат получать радость от бытия без использования игрового допинга. Большинство бывших игроманов подтвердят, что главным толчком для новой жизни является радость, которую им приносят простые и обыденные вещи. Общение с близкими, семьей и друзьями, успехи на работе, занятия спортом или увлечение новым хобби. И чтобы научить человека все это использовать, необходима долгосрочная терапия и серьезная перестройка личности.

Четвертый этап

Завершающим шагом является анализ тех проблем, которые возникли с окружающими вследствие нездорового игрового пристрастия. Восстанавливаются нарушенные социальные связи и налаживаются испорченные взаимоотношения с родственниками и друзьями.

Вреда для здоровья от компьютерных игр избежать невозможно

Людям, работающим весь день за компьютером, хорошо знакома усталость глаз и боль в области шеи, спины или плеч. С геймерами та же история, поэтому им не стоит игнорировать базовые рекомендации для профилактики глазных заболеваний. Допустим, не сидеть слишком близко к монитору, регулировать освещение в комнате, прерываться каждый час и делать разминку для глаз.

У всех, кто много работает за компьютером или играет в видеоигры, повышается риск тоннельного синдрома – неврологического заболевания запястного канала. Оно выражается в онемении пальцев. Синдром также может развиться у тех, кто выполняет монотонный ручной труд, связанный с сжиманием и разжиманием пальцев. Например, у швей. В качестве профилактики достаточно хотя бы раз в день выполнять несколько разминочных упражнений. В идеале геймерам стоит чередовать умственную нагрузку с физической, записаться в спортзал, бассейн или любую подходящую спортивную секцию. И это не имеет отношения к уровню жестокости или вообще содержанию игр.

Стадии болезни

Можно выделить три стадии развития заболевания:

  1. Компенсация или выигрыш. На данной стадии человек может с легкостью отказаться от игрового процесса, поскольку влияние зависимости не так велико. Когда человек остается со своими мыслями наедине, это может привести к возникновению первых задумок и разработке стратегий
  2. Субкомпенсация или проигрыши. Появляется желание сыграть в любимую игру. Несмотря на то, что геймера могут ожидать неотложные дела. Он может перестать постоянно осуществлять рабочую деятельность или посещать учебные занятия, что также приводит к серьезным последствиям
  3. Декомпенсация или разочарование. Человек продолжает играть на пределе собственных сил, не обращает внимание на недомогание, продолжает строить постоянные планы и обдумывать дальнейшие шаги.

Каждая стадия имеет свои специфические особенности, поэтому для организации лечения в обязательном порядке учитывается стадия болезни.

Признаки компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр можно определить по следующим признакам: 1. Нежелание отвлекаться от игры. 2. Сильное раздражение, если вынудили отвлечься. 3. Неспособность спланировать свое время. 4. Трата крупных сумм на игровую атрибутику. 5. Домашние дела уходят на второй план. 6. Нет внимания к своему здоровью. 7. Злоупотребление различными энергетическими напитками. 8. Еда, не отходя от компьютера. 9. Эмоциональная эйфория во время игры. 10. Обсуждение соответствующих тем со всеми.

Читайте также:  Как лечить ларингит у детей: советы педиатра

При обнаружении этих признаков, особенно у подростков, необходимо обратить на них особое внимание: учить человека регулировать свои эмоциональные переживания, выстраивать отношения с окружением, расписывать свой день. Однако если будут ссоры на почве компьютерных игр, отключение Интернета, лишение других удовольствий, то такой человек будет всячески стремиться уйти из дома, чтобы ему никто не мешал.

В целом, многие исследователи отмечают, что зависимость от компьютерных игр полностью не проходит никогда, она может только постепенно угасать, приводя в нормальное функционирование все личностные системы человека.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро "захлопывать" запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать "достаточно" — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который "не читал, но осуждаю".

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.