Возможно ли научить ребенка быстро читать в домашних условиях?

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение — лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов

Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой

Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.

Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).

Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.

Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.

Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Всем привет! сегодня мы посвятим время деткам и тому, как мы можем помочь им в учебе. Как вы думаете, все ли зависит от их способностей и усидчивости? Многое! Но далеко не все. Нашим ученикам для достижения успеха потребуется еще трудолюбие и наша помощь. То и другое мы в состоянии им дать. И начнем с того, что поговорим на тему, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок .

Читайте также:  Как выбрать имя для ребёнка: 8 полезных советов, как назвать малыша

На самом деле, задачу можно раздробить на несколько подпунктов, чтобы быстрее и эффективней добиться поставленной цели.

Итак, над чем нам предстоит поработать вместе с крохами:

  • Грамотность;
  • Параллельно с написанием текста вспоминать правила;
  • Внимательно слушать учителя;
  • Уметь запоминать;
  • Сосредотачиваться на главном.

Если мы поработаем над каждым пунктом, мы поможем малышу справиться с волнением. А это – еще одна возможность помочь ребенку написать диктант без ошибок .

Не надо запугивать

Все знают повесть Александра Грина «Алые паруса», но мы не о ней. У Грина есть еще и рассказы и один из них как нельзя лучше иллюстрирует, до чего можно довести ребенка запугиваниями. Не рассказ, а прямо пособие, как делать не надо. Рассказ называется «Гнев отца».

Вот вам дайджест. Родные тетя и дядя довели маленького мальчика до исступления и вынудили схватиться за револьвер, чтобы защититься от навязанных ими страхов. А здесь короткая версия рассказа, прочтите не пожалеете.

Школьные персонажи

Если педагогов много

Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, «как зовут какую тетю». Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом — его сложно запомнить, нелегко произнести.

Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то — она ведет математику, зовут ее так-то.

Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.

Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить «школьных персонажей» — детей и взрослых, — это важная родительская задача.

Выражать свои желания

Ребенка нужно учить умению выражать свои чувства и желания, чтобы окружающим, прежде всего, родителям, не пришлось их угадывать. Ребенок, привыкший к тому, что близкие люди угадывают его желания, не сможет построить гармоничные отношения, так как постоянно будет ожидать, что люди всегда будут проявлять инициативу.

Воспитание ребенка – это сложный процесс, который требует пристального и постоянного родительского участия и внимания. Только в этом случае из ребенка вырастит счастливый и успешный человек.

Полезные методические рекомендации по слоговому чтению

Поскольку самой популярной методикой обучения чтению является всё-таки слоговой метод, родителям стоит взять во внимание следующие рекомендации:

  1. Ключевой принцип обучения — от простого к сложному. Потому вначале целесообразно выучить открытые гласные А, О, У, Ы, Э (ребёнку их проще произносить), после уже закрытый И. Точно так же лучше сперва освоить твёрдые звонкие согласные, а потом уже глухие и щипящие.
  2. Чтобы ребёнок запомнил букву, не нужно привязывать её к конкретной картинке (А — аист, Б — барабан и т. д.). Иначе может закрепиться устойчивая ассоциация, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при соединении букв в слоги (малышу будет трудно понять, как из барабана и аиста получается БА).
  3. Первые слоги лучше изучать простые — из двух звуков, согласного и гласного (МА, МУ, ПА, ПУ и т. д.). Главное — чтобы дошкольник понял, как один звук соединяется с другим (не буквы, а именно звуки). Затем можно переходить к слогам, где первым идёт гласный (АМ, УМ и т. д.).
  4. При обучении слоговому чтению родителям стоит пользоваться слоговой таблицей. Она позволяет читать слоги и по вертикали (разные согласные сочетаются с одним гласным), и по горизонтали (один согласный комбинируется с различными гласными).
  5. Когда ребёнок освоит слоги, первые слова, которые он будет читать, нужно выбирать самые простые, двусложные (ПА-ПА, МА-МА, МЫ-ЛО и т. п.).
Полезные методические рекомендации по слоговому чтению

Слоговая таблица — хорошее подспорье при изучении с ребёнком слогов

Основные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.

Наименование метода Краткое описание Достоинства Недостатки
Звуковой (фонетический) Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.

Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова.

Заниматься можно в любое время в любом месте.

Требует длительного времени, обучение будет долгим.

В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного.

Кубики Зайцева Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало.
Карточки Домана Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом.
Методика Марии Монтессори Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести.
Программа Ольги Соболевой Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию.

Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что большинство методик не сильно изменились со времен наших мам и бабушек. Да, они модернизируются, привносится больше игровых элементов, используется масса дидактического и вспомогательного материала. Сейчас 2 – 3 летние дети  более развиты и любопытны, чем их сверстники 20 – 30 лет назад.

Для родителей самое главное изучить все инструкции, запастись терпением и приступать к обучению учитывая склонности и особенности характера своего ребенка.

Ну вот, пожалуй, и все. Мы прощаемся с вами до следующей не менее актуальной темы. Подписываетесь на наш блог, чтобы ничего не пропустить. И обязательно отправьте ссылку своим друзьям, может у них другое мнение?

Сопутствующие упражнения для развития умения читать

Интересные упражнения помогут детям получить удовольствие от чтения. Вот некоторые, которые используют педагоги:

  1. Путаница. Слово нужно написать так, чтобы все буквы перепутались. Нужно переставить буквы правильно.
  2. Прятки с буквами. Знает ли малыш, что в слове может быть спрятано другое слово? Конечно, слова нужно подбирать небольшие.
  3. Какая буква нужна. В этом упражнении предлагается вставить букву в слово под картинкой. К примеру, на картинке нарисован кот, внизу есть буквы «К» и «»Т», а между ними промежуток, куда нужно поставить нужную букву. Буквы могут быть вырезаны из бумаги, а также можно просто вписать нужную букву-потеряшку. Это упражнение позволяет понять прочитанное.
  4. Найти конец слова. Предлагаются карточки, на которых написаны начало слова и конец слова: «само», «лет», «моло», «ко», «пету», «шок» и другие. Маленький умник должен отыскать конец слова и соединить его с началом. Можно использовать слова конкретно по теме: «транспорт», «еда», «одежда» и прочее.
  5. Чтение с конца. Предлагают прочитать слово не с начала, а с конца. Речь идет о длинных словах. К примеру, слово «мастерит» делят на слоги: мас-те-рит. Сначала маленькому исследователю дают карточку с последним слогом, потом с последним и предпоследним слогом, а уже потом все слоги по порядку. Подобное упражнение помогает научиться читать сложные слова, не проглатывать окончание и не домысливать слово по первым слогам.

Есть немало других интересных упражнений, которые родители могут взять на вооружение.

Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок
Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок
Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок
Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок
Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок
  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.
Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок
Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок
Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок

Плюсы и минусы семейного обучения

Плюсов семейного обучения для меня пока больше, чем минусов. Например, нестандартная программа подошла моим детям больше обычной. У них появился интерес и желание учиться, а для меня это самое важное.

Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети не усваивали материал. Когда ребенок потратил время в школе, но не усвоил дополнительный материал — это дополнительные расходы нашего общего времени и денег на репетиторов, поскольку такие пробелы все равно приходилось закрывать.

/prava/school/ Права родителей в школе

Еще в нашей школе были плавающие смены. В первом классе все учились в первую смену, а со второго до четвертого класса — во вторую. Из-за этого рушился весь график тренировок.

Учеба во вторую смену начиналась около 12 часов дня. Домой дети приходили в 17:30 и сразу бежали на тренировку по скалолазанию. С тренировки возвращались в 21:00. На уроки оставалось только утро. К утру они мало что помнили из пройденного, а у меня не было времени тщательно проверять домашние задания.

С новой программой и новой формой обучения детям стало проще распределить нагрузку. Кроме учебы они свободно ходят и на кружки и секции. Старший сын ходит на скалолазание и на кэндо с младшим братом. Дочь ходит на скалолазание, фехтование и в художественную школу. Говорит, что хочет прорваться еще на пятиборье.

Кэндо — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах

Как ни странно, у меня стало больше контроля как у родителя. Я каждую неделю вижу отчеты и слежу за успеваемостью — с домашкой тоже не получается схитрить и увильнуть от проверки. В обычной школе собрания проводили только раз в четверть. С дистанционным обучением и куратором можно поймать и решить проблему оперативнее, чем в школе.

Минус только один — я боюсь итоговой аттестации и того, что не справлюсь с процессом контроля. У детей такого страха нет.

При семейном обучении можно красить волосы как хочешь. Сын мечтает о дредах

Самовыражение детей остается только на их усмотрение. Дреды дочь сделала летом и носила до середины сентября. Больше не смогла — они чесались

Потрачу на дистанционное обучение для двоих детей за год — 306 762 Р

Онлайн-школа за весь год 160 380 Р
Репетитор по английскому за весь год 106 200 Р
Два компьютера 25 000 Р
Наушники с микрофоном, 2 пары 9182 Р
Канцтовары 5000 Р
Две веб-камеры 1000 Р
Желание детей учиться бесценно

Онлайн-школа за весь год 160 380 Р Репетитор по английскому за весь год 106 200 Р Два компьютера 25 000 Р Наушники с микрофоном, 2 пары 9182 Р Канцтовары 5000 Р Две веб-камеры 1000 Р Желание детей учиться бесценноЗапомнить

  1. Никогда не поздно вернуться в обычную школу, если что-то пойдет не так.
  2. Семейное обучение может быть разным. Для нашей семьи пока что самый удобный вариант — дистанционная онлайн-школа.
  3. Нужно оборудовать рабочее место с компьютером, веб-камерой и наушниками.
  4. Раз в год нужно проходить итоговую аттестацию. Если ребенок ее не пройдет — придется вернуться в обычную школу.
  5. На семейном обучении дети не останутся без общения и социализации. Новые друзья находятся даже по Скайпу.