Тревожность у подростков: на что обратить внимание?

Бросается в глаза существование целого ряда зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Зачастую школа лишь выявляет, как лакмусовая бумажка, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем не менее нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый «букет» факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.

ПОСТОЯННЫЙ СТРАХ ЗА РЕБЕНКА — ПРИЧИНЫ

Сынок болеет долго и часто (о нет, опять!), несколько детей болеют одновременно (и “старшенький” — он же муж), осложнения, все нужно пережить! Окружающий мир также таит в себе море опасности для тревожного родителя: подозрительные незнакомцы, конфликты и травмы. Хочется обнять, оградить, подстелить соломки. Ну и что, что так все растут! Все, но не мой!

А как подумать о будущем своего малыша, так совсем печаль: хватит ли сил, денег, времени дать чаду всё самое важное для успешной карьеры (а вдруг у него двойка по математике или неспособность к иностранным языкам?!). Чем старше дитя — тем больше тревог, говорят опытные мамы. Где граница между естественной заботой о малыше и тревожностью вселенского масштаба? Для начала разберемся с чем связано чрезмерное мамское беспокойство.

Тревожность может быть вызвана:

  • наследственностью (мама или бабушка наградила)

  • своим негативным опытом взросления (проблемы в семье, например)

  • неправильным образом жизни (гиподинамией, недосыпанием, нехваткой жизненно необходимых витаминов и микроэлементов)

  • стрессом (точнее, неумением совладать с собой, адекватно реагировать)

  • гормональным дисбалансом

  • переменами в первый месяц после родов и это нормально (эмоции зашкаливают)

  • скрытой депрессией, которая может маскироваться тревогой и активным беспокойством

  • конфликтами на почве материнства (вытесненные гнев и вина)

  • избытком негативной информации (новости и хроники происшествий)

Страх потери ребенка. Признаем, в какой-то степени это нормально и определено женской природой ради выживания потомства. С момента, как только в голове появляется мысль о зачатии, обнаруживаются “незваные гости” — страхи — и остаются с нами до , не беременности, до конца нашей жизни.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Причины тревожного состояния у детей

Причины тревожности у детей можно объединить в три группы.

Личность ребенка и гены.  Некоторые дети просто рождаются более нервными и тревожными. Они менее способны справиться со стрессом, чем другие. Определенную роль в развитии тревожной личности играют гены – родители могут узнать в детях чувства и переживания из своего детства.

Внешнее окружение и стресс. Внешние причины, связанные с влиянием родителей, особенностями воспитания и напряженной обстановкой, очень часто нарушают психическое равновесие и служат причиной тревожного состояния у ребенка.

  • Нередко сами родители ведут себя очень тревожно, и дети перенимают у них манеру поведения
  • Гиперопека формирует у ребенкачувство беззащитности и неуверенности из-за обилия тех мнимых угроз, от которых его пытаются защитить
  • Противоречивые требования от разных членов семьи (например, папа разрешает то, чего не разрешает мама) расшатывают устойчивость и уверенность ребенка
  • Серия стрессов – с редкими  напряженными ситуациями ребенок, как правило, может справиться сам, но несколько стрессовых событий подряд могут выбить ребенка из колеи: переезд, смена школы или детсада, развод родителей.

Психические расстройства. Тревожность у ребенка может быть симптомом таких состояний как дефицит внимания с гиперактивностью и детский аутизм. В этом случае изменяется функционирование головного мозга и нужна помощь специалиста.

Симптомы тревожного состояния ребенка

Так как нормальная эпизодически возникаюшая тревога и тревожное состояние у ребенка имеют много общего , родителям бывает трудно распознать это расстройство. Тревожность у ребенка – это не только беспокойство и страхи, она влияет на его повседневную жизнь:

  • Ребенок плохо спит или просыпается по ночам из-за кошмаров
  • Жалуется на плохое самочувствие, говорит, что у него болит голова или животик
  • Прицепляется за родителей и отказывается оставаться без них
  • Капризничает, постоянно плачет
  • Плохо ест
  • Часто бегает в туалет

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Как предотвратить повышенную тревожность у подростков

Взрослые играют главную роль в избежании становления тревожности, как устойчивой черты личности. Родителям следует контролировать свои реакции и действия на различные ситуации и обстоятельства по отношению к ребенку (подростку).

  1. Не внушать ему представления о мире только со стороны негативной, т.е. рассказывать ему только лишь о препятствиях и неудачах на пути, а также о возможности их решения.
  2. Менее требовательно относиться к деятельности ребенка. Вечная борьба за результат и становления акцента на достижение целей может повысить риск возникновения тревожности из-за страха не оправдать ожидания взрослых.
  3. Похвала не должна быть только за успехи, а должна просто присутствовать только от того, что он ваш ребенок. Вызванные искусственно чувства страха не помогут ему достичь нужных результатов, а наоборот будут его пугать и тормозить на пути достижения цели.

Дети скрывают свои тревожные ощущения за привлечением внимания методом хулиганства, шумного поведения, выходок. Такие дети ищут понимание и одобрение, а своим поведением достигают иного результата.

Что такое страх?

основные параметры в работе с детскими страхами

  • Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
  • Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
  • Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
  • С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно

  1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
  2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
  3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Найти и обезвредить

Так или иначе, мы все взрослеем вместе со своими детскими страхами. Чтобы минимизировать их влияние на взрослую жизнь, родителям нужно уметь обращать на них внимание в детстве, не отмахиваться и не игнорировать детские посылы.

Даже самые простые действия, не требующие труда, способны поменять отношение ребенка к собственному страху. Как помочь:

  • Купить плюшевую игрушку – друга и рассказать историю о том, что она всегда будет охранять ребенка.
  • Поговорить с ребенком по душам, рассказать о себе маленьком. Вообще уделять ребенку больше внимания.
  • Рисовать, лепить вместе с ребенком. Предложить нарисовать того, кто пугает.
  • Всегда рассказывать о том, что вокруг. Не игнорировать вопросы «почему небо синее» и так далее.
  • Пересмотреть обстановку в семье. Решить конфликтные ситуации.
  • Избегать переутомления у ребенка, снизить нагрузки.
  • Следить за режимом сна и отдыха.
  • Чаще проводить время вместе.
Читайте также:  Апноэ у новорожденных: признаки, причины, лечение

И конечно нельзя делать следующее:

  • Стыдить и смеяться над детскими страхами: «Ты уже большой, а боишься темноты», «не придумывай, все это глупости».
  • Игнорировать просмотр агрессивных фильмов и компьютерных игр.
  • Акцентировать и напоминать про страхи.
  • Обзываться и наказывать: «Ой, посмотрите, какой трус растет».

Семья – это первая и самая важная социальная группа в жизни каждого человека. Нас всех иногда раздражают страхи наших детей, кажутся нам глупыми и наивными. Но нужно помнить, что проблемы, которые начались именно в семейной обстановке, во взрослом возрасте устранить достаточно сложно.

страхстрах смертистрахи

Чего нельзя делать, если ребенок боится?

Прежде, чем рассказать, как можно помочь ребенку справится со страхами, стоит отметить, чего нельзя делать, чтобы не навредить:

Не высмеивайте страхи ребенка, так вы только усугубите проблему и подорвете доверие в семье. Даже, если страх иррационален отнеситесь к нему серьезно, мягче говорите о том, почему бояться не стоит.

  • Не называйте ребенка «трусом».
  • Не ставьте в пример других детей, которые «ничего не боятся».
  • Избегайте внутрисемейных конфликтов и психотравмирующих ситуаций.
  • Не запугивайте ребенка несуществующими угрозами: «будешь кричать — тебя заберет Баба-Яга».

Лечение гипнозом компульсивного обсессивного расстройства

При патологии рекомендовано применение гипносуггестивной психотерапии, которая относится к категории высокоэффективных методов. Она состоит из гипноза и внушения. При гипнозе человека погружают в сознательное состояние, при котором сужается объем сознания. Человек резко фокусируется на внушении, которое он получает.

Гипносуггесивная терапия направлена на внедрение новых и более адаптивных установок на сознательном и бессознательном уровнях. В ходе терапии человека обучают самогипнозу, что предоставляет возможность закрепления и усиления полученных в ходе лечения результатов.

С помощью гипноза обеспечивается замещение нежелательного поведения, а также уменьшение возникающего при навязчивых мыслях и движениях дискомфорта. При появлении нежелательных чувств, мыслей и ощущений человек совладает со своими эмоциями. Благодаря внушению обеспечивается избавление от нежелательных мыслей.