Развитие мальчика или девочки четырех лет, что должен знать ребенок

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Физическое развитие ребенка в три года

В этот период малыш уверенно владеет своим телом, отлично координирует движения, продолжает улучшать прежние навыки и готов к дальнейшему обучению. В отечественной педиатрии разработаны следующие нормативы физического развития трёхлетнего крохи.

Мальчики Девочки
Вес (кг) 13,5-17,5 12,6-17,1
Рост (см) 91,0-102,0 91,0-101,5
Окружность головы (см) 48,8-52,3 47,8- 51,2
Окружность груди (см) 50,0-55,1 49,2-56,0

Особенности физического развития ребенка в 3 года:

Физическое развитие ребенка в три года
  • кости и суставы пока мягкие и легко деформируются. Позвоночный столб неустойчив. Часто у деток этого возраста развивается сколиоз (позвоночник смещается в сторону). Чтобы сохранить правильную осанку, малышей нельзя сажать до 6 месяцев, а беря на руки нужно поддерживать им головку и спинку;
  • мышечная масса увеличивается;
  • просветы дыхательных путей по-прежнему узкие. Слизистая оболочка, выстилающая их поверхность, уязвима. Поэтому для трёхлеток характерны частые воспаления органов дыхания;
  • артериальное давление (АД) ниже, чем у взрослых, поскольку сосуды ребёнка эластичны, их просвет больше, капиллярная сеть разветвлена сильнее. Среднее значение АД –110/70 ;
  • нервные процессы характеризуются выраженным усилением. Возбуждение значительно преобладает над торможением. Поэтому здоровый 3-х летний ребёнок может быть активным 3-4 часа подряд. Но при этом его внимание неустойчиво, а эмоциональность резко выражена;
  • развитие центральной нервной системы продолжает совершенствоваться. Малыш умеет анализировать происходящее, осознавать суть причинно-следственных связей.

Перечисленные особенности физиологического развития носят условный характер. Каждый ребёнок прогрессирует в рамках своей программы, однако отклонения от нормы должны быть незначительными.

Если дитя отказывается от «тихого часа», то это время следует заменить чтением книжки, а к ночному сну добавить недостающие 2 часа.

Сбалансированное питание — ещё один важный момент в нормальном развитии крохи. У трёхлеток активно формируется скелет и мышечная ткань, развиваются все органы. Поэтому рацион ребёнка должен быть сбалансированным и максимально полезным.

В этом возрасте у детей формируются вкусовые пристрастия, и если карапуз увлекается «неправильной едой», то родителям следует убедить маленького привереду, что полезная пища — это прекрасно.

Физическое развитие ребенка в три года

К 3 годам малыш уже много умеет. Но если замечено явное отставание в развитии или полное отсутствие ряда навыков, следует без промедления обратиться к специалисту, чтобы успеть исправить недочеты.

3,года: общение – важный навык

Сравните ребенка в 3 и в 3,5 года —  это совершенно разные персоны. С каждым днем в арсенале вашего малыша все больше навыков. Большинство действий – результат не инстинктов, а интереса. Конечно, психика малыша также познала изменений.

Игры с ребенком становятся все интереснее. В моменты, когда вы почувствуете усталость, и вам покажется, что больше вы уже просто не можете, подумайте о том, что такой близости между вами и вашим ребенком уже не будет. Отложите усталость и продолжайте играть.

Особенности физиологии ребенка в 3 года и 6 месяцев

Теперь ваш малыш может выполнять одновременно несколько действий. Мозг хорошо управляет телом. Именно в таком возрасте многие профессиональные спортсмены начинали заниматься спортом. Гибкость тела ребенка в этот период особенно хороша, малыш легко схватывает новые движения, а тренировки похожи более на игры. Спорт – не только здоровье, но и испытание силы воли, тренировки характера.

Психология ребенка в 3,5 года

Малыш повзрослел, значит, развивающие занятия стали еще более необходимы. Развлекать ребенка в домашних условиях на протяжении целого дня станет для вас все утомительнее. Если же вы не будете уставать, то, как бы вам этого не хотелось признавать, ваша компания станет для вашего чада скучной.

Читайте также:  COVID-19: все, что необходимо знать про коронавирус

Новые впечатления сейчас необходимы как никогда. Общение со сверстниками очень актуально. В жизни важно не только находить общий язык с людьми, но и уметь поставить себя в коллективе. Если малыш всегда один или с вами, то научиться ладить с окружающими ему будет трудно.

Что умеет ребенок трех с половиной лет?

Этот маленький человечек уже способен освоить большинство навыков, с которыми справляются взрослые. Любимым местом вашего ребенка станет спортивный городок, где всегда есть чем заняться. Присматривайте за малышом, пока он играет. Лучше вообще не оставлять деток в таком возрасте без внимания.

3 года и 6 месяцев – период, когда свои домашние обязанности вы можете делить на 2. Пусть ваш малыш и не справляется со всеми заданиями, все равно благодарите его за оказанную помощь. Ребенок в этом возрасте уже способен осознавать свои ошибки. Высказанное вами недовольство может очень расстроить малыша. Если же вы видите, что пакости были сделаны назло, тогда вычитать маленького вредителя нужно обязательно.

Что советуют психологи родителям ребенка 3 лет и 6 месяцев

Это прекрасный период, чтобы записать ребенка в какую-либо секцию. Здесь не столь важно, в каком направлении будет заниматься малыш. Любые спортивные занятия принесут огромную пользу. Именно сейчас вашему чаду множество навыков дается легко, так почему же не воспользоваться моментом?

Занятия в секциях помогут поближе познакомиться с режимом и дисциплиной, если малыш не ходит в детский сад. Если так случилось, что вам не получилось завести ребенка на занятие, то обязательно объясните, почему. Для девочек лучший вариант – танцы, именно они помогут сделать вашу малышку уверенной в себе. Спортивная гимнастика понравится больше мальчикам, занятия помогут с развитием координации, силы и ловкости. Внимательно следите за настроением ребенка после занятий, так вам будет проще определить, что нравится вашему чаду, а что нет.

Что должен знать и уметь ребенок в три года

Развитие речи

Трехлетний ребенок умеет:

  • Использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, союзы и наречия.
  • Использовать в активном словаре более тысячи слов.
  • Выучить несколько коротких стихотворений.
  • Слушать и понимать небольшие рассказы без картинок.
  • Отвечать на понятный вопрос.
  • Выражать свои потребности и желания.

Развитие памяти и мышления

В 3 года ребенок умеет:

  • удерживать внимание  в течении 3-4 минут во время игры или при выполнении задания.
  • выучить наизусть короткое стихотворение.
  • находить определенный предмет в группе других предметов.
  • находить по памяти 2-3 предмета.
  • повторять по памяти движения, показанные не более трех раз.
  • складывать целую картинку, разрезанную на 2-4 части.
  • находить несоответствия на рисунках.
  • знать основные цвета, различать предметы по цвету.
  • находить лишний предмет среди однородных предметов.
  • находить сходства и различия между предметами.
  • объединять предметы в пары по заданному признаку.

Математические представления

  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), находить предметы соответствующей геометрической формы.
  • Считать до пяти, отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Знать понятия «Больше-меньше», «столько же».
  • Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево).

Представление об окружающем мире

Трехлетний малыш должен знать:

  • явления природы (дождь, снег, ветер, радуга, гром, молния).
  • названия нескольких видов птиц (снегирь, дятел, сорока, воробей, голубь, ворона, сова).
  • названия насекомых (комар, муха, пчела).
  • названия домашних животных (кошка, собака, корова, коза, свинья, лошадь, баран, овца).
  • названия лесных зверей (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж).
  • названия животных, обитающих в жарких странах (слон, тигр, лев, крокодил, жираф, зебра, обезьяна, бегемот).
  • различать диких и домашних животных, понимать разницу между ними.
  • различать деревья, кустарники, цветы.
  • названия цветов.
  • названия деревьев и части дерева (ствол, ветки, листья).
  • названия грибов.
  • различать овощи, фрукты и ягоды.
  • различать время суток: день, ночь, утро, вечер.
  • основные правила дорожного движения.
  • названия некоторых профессий.
  • обобщает группы предметов: одежда, посуда, еда, цветы, животные, деревья, ягоды, фрукты, овощи.
  • из чего сделаны некоторые предметы.

Двигательные навыки

Ребенок трех лет должен уметь:

  • Скатываться с горки.
  • Выполнять простые танцевальные движения.
  • Ловить и кидать мяч двумя руками.
  • Катать мяч по полу, ловить катящийся мяч.
  • Прицельно бросать небольшие предметы в нарисованный круг или обруч.
  • Кататься на трехколесном велосипеде.
  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
  • Спрыгивать с небольших возвышений.
  • Уметь перешагивать препятствия.
Читайте также:  Раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

Творчество

Ребенок в три года умеет:

  • Правильно пользоваться карандашами, красками и кистью.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Рисовать линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные), точки, кружки. Соединять точки или предметы линиями.
  • Правильно держать ножницы и резать ими бумагу.
  • Приклеивать крупные детали аппликации.
  • Лепить из пластилина шарики и колбаски и приклеивать на картинку в заданные места.

Приятного Вам общения с малышом!

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям! //

Интеллектуальное и умственное развитие

Интеллектуальное и умственное развитие ребенка это не только умение писать, читать и считать, также это творческое мышление, воображение, уровень формирования его познавательных процессов. Формирование интеллекта зависит от целого ряда биологических и социальных факторов.

Важно! Правильно подобранный комплекс действий со стороны взрослых обеспечит ребенку всестороннее развитие и мягкую адаптацию к окружающей действительности. Чем насыщенней и разнообразней жизнь у дошкольника, тем лучше развивается его мозг.

Интеллектуальное и умственное развитие

Учимся играя

Рацион питания ребенка дошкольного возраста в года

Учитывая все, что было сказано выше, про важность полноценного питания для ребенка от 3 до 4 лет Вам уже напоминать, пожалуй, не стоит.Помните!В питании ребенка от 3 до 4 лет важно соблюдать точное время кормления. И не только для аппетита, но и для усвоения съеденного – для переваривания и усваивания пищиСпециалисты рекомендуют к 4 годам ввести в рацион ребенка лук и чеснок. Их можно давать только по маленькой части 2-3 раза в неделю – перышко или том, что ребенок к 4 годам питается полностью за общим столом, старайтесь меньше приучать его к сладостям, копченостям и , Вам понравится этот опыт

Мелкая моторика

Мелкая моторика является важным показателем нормального развития ребенка. Давно известно, что умственные способности и речь напрямую зависят от степени ее развития. Педиатры и психологи считают комплекс упражнений по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук серьезным стимулом развития речи у детей.

В четыре года мелкая моторика у ребенка уже достаточно развита. Малыш может застегивать и расстегивать молнии и пуговицы, умеет пользоваться ножницами и вырезать несложные фигуры по контуру.

Пока не получается уверенно и правильно держать карандаш и кисть, но вполне получается заштриховать рисунок, не выходя за контуры. Ребенок может сделать колечки из пальцев, соединяя большой пальчик с другими пальчиками по очереди.

Познавательное развитие ребенка лет

Трехлетний малыш умеет отличать предметы по признакам:

  • В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Трехлетка наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Трехлетка легко справляется с небольшими заданиями и занятиями:

  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Читайте также:  10 способов борьбы с налетом на языке и причины его возникновения

В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке), может составить картинку из двух частей или подобрать мозаику к несложному рисунку.

Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Игры для развития памяти и внимания

Мы подобрали топ 5 игр, в которые можно играть везде! Они не требуют специальных предметов и игрушек. Играйте дома, на улице, в магазине!

Игра 1 «Волшебное слово»

Цели: развитие внимания; освоение правил этикета.

Описание: ребенок должен внимательно слушать, что сказал взрослый и выполнять просьбу только если взрослый произнес слово «пожалуйста».

Например: взрослый говорит «Подпрыгни!» — ребенок не должен реагировать на слова.

Если взрослый сказал «Сядь на диван, пожалуйста», «Принеси книгу, пожалуйста», то малыш должен сесть, принести книгу итд, выполнить просьбу, так как прозвучало слово «пожалуйста».

Игра 2 «Я скажу, а ты — запомни»

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.

Описание: очень простая игра, которая прекрасно развивает память у детей 3-4 лет. Предложите ребенку повторить перечисленные вами предметы. Начните с небольшого количества предметов. В первые несколько раз группруйте предметы по типу — мебель, игрушки, фрукты, овощи. В дальнейшем можно увеличивать количество предметов, добавлять предметы из других смысловых категорий: диван, стол, кресло, кукла, чашка, мяч и т. п.

Что должен уметь ребёнок в 4-лет?

Кризисный этап пройден. Период 4-5 лет — время активного развития правого полушария. Мозг малыша активно развивается — особенно отделы, которые отвечают за органы чувств. Закладываются основы будущего успеха в математике, филологии. Важно создавать условия для активного развития интеллекта, формирования умений и навыков.

Что должен знать ребенок?

  • Фигуры, их названия, может соотносить предметы с формой, цветом.
  • Адрес места проживания, имена и телефоны родителей.
  • Ребенок должен знать буквы и звуки, которые соответствуют буквам.
  • Словарный запас активно расширяется, пополняется новыми понятиями.

Умения и навыки:

  • Четко и понятно говорит, начинает учиться писать.
  • Может выразить свои мысли словами, составляет предложения, описывает предметы, переживания, события, которые произошли несколько дней назад.
  • Придумывает собственный сценарий игры.
  • Сопоставляет предметы по форме, цвету, размеру, назначению.
  • Собирает конструктор и паззлы, которые соответствуют возрасту.
  • Может сам одеться и раздеться, почистить зубы, правильно использует столовые приборы.
  • Удерживает внимание на нескольких предметах около 7-10 минут.
  • Легко учит небольшое стихотворение.

На данном этапе развития ребенок восприимчив для изучения новых слов. Можно попробовать обучать малыша иностранному языку.

Как развивать ребенка?

  • Способствуйте пополнению словарного запаса ребенка — общайтесь с ним, читайте вслух. Вдохновляйте на устные рассказы: «Ванечка, расскажи, во что вы играли в садике?», «Оленька, что вы сегодня кушали?», «Куда вы ходили на прогулку?». Аналогичные вопросы желательно задавать ребенку каждый вечер. Общение с ребенком как фактор развития бесценно!
  • Покупайте игрушки сообразно возрасту, предлагайте разные варианты, позволяйте ребенку самому выбрать игрушку, вид деятельности. В этом преуспела уникальная образовательная система М. Монтессори, основанная на развитии самостоятельности малыша с раннего возраста в специально оборудованных учебных заведениях.
  • Наиболее полезны конструкторы, рисование, паззлы — игрушки, направленные на развитие внимательности, усидчивости, терпения, образного мышления.
  • Стоит уделять внимание нарушениям. Для этого стоит постоянно наблюдать за моторикой, речью, поведением ребенка.

Важность этапа: в период с 4 до 5 лет можно скорректировать недостатки умений, знаний, навыков. Максимальное внимание воспитателя и родителей необходимо.

 Примерное меню ребенка в года.

Завтрак.

  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.

Обед.

  • первое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.

Полдник.

  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.

Ужин.

  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

Читайте: Развитие ребенка 4 года