Почему ребенок ничего не ест: причины плохого аппетита у детей

В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим бунтарём и перестал слушаться. Одно дело, когда его неправильно воспитали и имеются проблемы с социализацией. Однако тут совсем другое — назрел личностный кризис, с которым самостоятельно справиться уже невозможно, и он выплёскивается наружу. Взрослым нужно понять, в чём он заключается, и помочь разрешить его.

Признаки дискалькулии

Маленьких детей учат считать не только для того, чтобы они хорошо знали математику, а для того, чтобы вообще развивалось логическое мышление, соблюдался порядок в высказываниях, последовательность в действиях и мыслях. Как только ребенок начинает уверенно ходить, его уже можно обучать счету, считать ступеньки на лестнице, пальчики на руках. К трем годам в норме малыш должен уметь считать до 3-х, к 4 – до пяти, к 5 – до 10, к 6 годам до двадцати, а при поступлении в школу до 100. Если в детском саду идет некачественное овладение математическими навыками, то мы говорим о предпосылках дискалькулии, которая выражается в следующем:

  • У ребенка меньший диапазон счета, чем у его сверстников при норме развития.

  • При пересчете конкретных предметов, подводя итог, ребенок показывает на последний по счету предмет, вместо всей группы. Не отличает процесс от результата.

  • В процессе счета часто пропускает числа.

  • Не умеет правильно считать в обратном порядке, часто сбивается, что говорит о нарушении механизмов запоминания последовательности чисел, неспособности ориентироваться в числовом ряду.

  • В подготовительной группе ребенок-дискалькулик при счете предметов дотрагивается до них, передвигает руками, хотя в норме должен уже уметь пересчитывать глазами, одномоментно охватывать взглядом небольшое количество предметов.

  • Дети затрудняются сравнивать две группы предметов, особенно если они не стоят в ряд, находятся в разных местах. Путают понятия: «количество» и «величина». Например, при пересчете пальцев на руках взрослого и ребенка, на вопрос у кого больше у меня или у тебя отвечают: «у тебя».

  • Не различают количественные и порядковые числительные. Не понимают вопросы: «сколько» и «который по счету», отвечают на них одинаково.

  • Дети допускают ошибки при решении простейших задач. Часто не понимают или забывают вопрос задачи. Отвечают и действуют, не задумываясь, предлагая решение по аналогии с предыдущими заданиями.

  • Не узнают в задаче числовые данные, записанные словами.

  • Путаются в назывании геометрических фигур. Не узнают квадрат, если он находится в другом ракурсе, в перевернутом виде, в условиях наложения других фигур.

  • Путаются в пространственных отношениях, которые обозначены словами «между», «после», «перед», «последующий», «предыдущий».

  • В школе на уроках математики дети с дискалькулией показывают низкий уровень мыслительных операций, особенно, если задание сформулировано словесно, а не наглядно. Наблюдается недостаточный уровень словесно-логического мышления.

  • В течение урока у таких детей колеблется внимание, они легко отвлекаемы, не способны удерживать в памяти числовые данные.

  • Плохое зрительное восприятие, не усваивают начертания цифр, зеркалят, смешивают элементы цифр, плохо ориентируются в клеточках листа тетради.

  • Скудный словарный запас, не понимают терминологию: прибавить, увеличить, отнять, сложить.

  • Плохое состояние мелкой моторики пальцев рук. Цифры не пишут, а строят, как кубики в тетради, подставляя элементы цифр, пишут цифры снизу вверх.

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

«Я ненавижу материнство за необходимость постоянно жертвовать собой ради других»

История Марии

36 лет, живет в Петербурге, трое детей: старшему пять лет, средней три года, младшему один год

В шестнадцать лет Мария уехала от родителей в Москву. Поступив в университет, стала заниматься походами и активным отдыхом. В летнее время водила экскурсии по Соловкам. В остальное — путешествовала по разным странам. Так продлилось пятнадцать лет. И все это время о детях Мария вообще не думала. Но семь лет назад она решила остаться в Соловках на зиму — одна женщина предложила бесплатно пожить в ее доме, и Мария согласилась. Там же она познакомилась со своим будущим мужем, через четыре месяца они поженились, и Мария почти сразу забеременела. В то время она глубоко погрузилась в православие, поэтому у нее были мысли о семье и детях. Но при этом и брак, и первый ребенок, как сейчас понимает героиня, были необдуманными, стихийными событиями.

Читайте также:  Гороскоп ребенок рыбы общая характеристика

За два года до беременности у Марии была очень активная жизнь, она занималась йогой, спортом, плавала в проруби, каталась на лыжах. «Я была в отличной физической форме. Видимо, Господь мне дал эти два года отдушины. Сейчас я в ужасной форме, практически разваливаюсь», — рассказывает она.

После родов у Марии не было времени ни эйфорировать, ни депрессировать — она сразу вернулась к работе, начала заниматься переездом и другими делами. Депрессия накрыла ее позже — через полгода, когда она стала оставаться с ребенком одна: «Муж был с 7 утра до 8 вечера на работе, с одним выходным. Я сидела с ребенком целыми днями. Все мои бездетные подруги про меня благополучно забыли, будто я перестала существовать. И это было самое тяжелое: бесконечная рутина, колики у сына и плохой сон».

Муж по возможности всегда помогал — он, как говорит Мария, из помогающих мужей. Но все равно семья жила по традиционному распределению ролей: мужчина уходит на работу, женщина остается с детьми. «Всем кажется, что это норма, — говорит Мария. — Мне постоянно говорили: «Да что ты жалуешься, сидишь дома с одним ребенком». На самом деле, это тяжело, потому что меня в моей жизни нет, есть только ребенок. Только я отвернусь, он начинает пищать. Только начну заниматься своими делами, он сразу требует внимания».

По словам психолога, доулы и автора проекта «Бережно к себе» Дарьи Уткиной, стандарты и ожидания от мам в современном мире гораздо выше по сравнению с теми, что были в XX веке. Теперь им надо не только много стараться, но еще и ни в коем случае не переборщить в своем стремлении быть хорошей матерью в потоке интенсивного материнства. И быть только домохозяйкой уже недостаточно. При этом традиционных практик поддержки все меньше: во многих странах сады и няни стоят дорого, декреты короткие, а нормальный семейный доход должен складываться из двух зарплат. Часто еще происходит так, что бабушки и дедушки далеко, помощи нет, плюс город не предназначен для детей. «На фоне этого женщинам в XXI веке сложно не замечать, насколько драматически не совпадают ожидания от них и реальность. Либо им приходится прикладывать слишком много сил, чтобы этим ожиданиям соответствовать», — объясняет Дарья.

Почему ребёнок не слушается

Если ребёнок не слушается и ведёт себя не так, как раньше, не спешите наказывать его или тащить на консультацию к психологу. Необходимо выяснить причину такого неожиданного поведения. И поверьте: дело, скорее всего, вовсе не в вашей системе воспитания, потому что тогда подобные вспышки неповиновения и упрямства носили бы постоянный характер. Если это единичный случай, он свидетельствует о каком-то переломном моменте в становлении детской личности, который нужно разрешить с минимальными потерями.

Наиболее типичные причины, по которым дети не слушаются родителей, сводятся к следующему:

  1. Возрастной кризис (3, 7, 10, 13-14 лет).
  2. Обида (несправедливо наказали, не заметили, сказали лишнего).
  3. Плохое настроение, неважное самочувствие, болезнь.
  4. Межличностный конфликт с любым человеком из окружения.
  5. Несоответствие желаемого и действительности.
  6. Неприятие поведения и убеждений кого-то из взрослых.
  7. Если при рождении второго ребёнка первый перестал слушаться, причина банальна — элементарная ревность и ощущение ненужности.
  8. Случайности: поставили незаслуженную оценку, друг предал, домашнее задание не получается, что-то потерял, не пустили на прогулку и т. д.
  9. Нехватка любви, внимания, заботы со стороны взрослых.
  10. Желание самоутвердиться, доказать всем и самому себе силу своего характера.

Нужно понимать, что это только самые распространённые причины. Не забывайте, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому у него могут быть свои мотивы, выходящие за рамки типичного.

Вывод. Первый шаг на пути исправления неправильного поведения ребёнка — понять почему это происходит, и постараться устранить причину неожиданного и «внепланового» непослушания.

Случай из практики. Подчас понять, что движет ребёнком, сложно, потому что причиной может стать случайность, в которой никто не виноват, но, тем не менее, она способна перевернуть его внутренний мир. К психологу обратились родители семилетнего мальчика. До определённого момента он рос счастливым и адекватным — спокойным, вежливым, хорошо учился, ходил в музыкальную школу. Семья благополучная. В какой-то момент он неожиданно закрылся ото всех, стал мрачным и угрюмым, начал огрызаться, не слушаться, мог просто игнорировать взрослых, стал плохо учиться. Разобрали все возможные причины, начиная от булинга в школе и заканчивая возрастным кризисом.

Настоящая причина оказалась совершенно в другом — нелепая случайность, которая чуть не сломала психику мальчика. Однажды к его маме в гости пришла соседка, они сидели на кухне, дверь была приоткрыта. Ребёнок пошёл что-то спросить, но неожиданно услышал, как его мама говорила о том, что он приёмный! Она рассказывала, как его взяли маленьким из детдома, как им с папой трудно и всё в таком духе. Суть в том, что это он так понял разговор. На самом же деле его мама читала гостье заметку в соцсетях о другой семье. Это и стало причиной неожиданного бунтарского взрыва.

Чтобы убедить ребёнка, что он всё не так понял, пришлось искать ту заметку, привлекать соседку, но самое главное — проблема была решена.

Как научить ребенка кушать?

Если ребенок перестал кушать, и вы точно знаете, что он не болен, возможно, единственное, что может принести пользу – ничего не делать. Иногда его просто нужно оставить в покое, и он попросит есть сам, когда проголодается. Маме придется набраться терпения, перестать упрекать малыша, заставлять, уговаривать, обещать что-то взамен, ругать или угрожать, что лишит его фруктов и сладкого. Родителям стоит попробовать на месяц или два вообще не акцентировать внимание ребенка на еде, и не обсуждать эту проблему между собой в его присутствии. Просто нужно спокойно ставить тарелку перед ребенком, а если он не ест – убирать ее, никак не комментируя ситуацию. Нужно лишь следить, чтобы до следующего приема пищи малыш не получал никаких конфет, печенья или фруктов.

Читайте также:  Как избавиться от привычки грызть ногти?

Чтобы избежать проблем с аппетитом, возможно, стоит задуматься, как научить ребенка кушать, с самого раннего возраста. Для этого педиатры рекомендуют:

  • Обучить малыша «пищевым запретам», нужно объяснить, что нельзя в перерывах между основными приемами пищи есть сладости, нельзя есть немытые фрукты и овощи, еду, которая упала на пол, так как после этого можно заболеть;
  • Следить не за количеством, а за качеством пищи. Она должна быть разнообразной, сбалансированной и красиво оформленной;
  • Пусть у ребенка будет своя посуда – небольшие красивые тарелки, украшенные детскими рисунками;
  • Ребенку, независимо от возраста, нужен режим питания, как только он наелся, не нужно удерживать его за столом, пусть уходит играть;
  • Не нужно давать ребенку одновременно два блюда, второе нужно ставить на стол только, когда он съест первое.

Чтобы каждый раз попытки накормить ребенка не заканчивались скандалом, маме придется проявить гибкость и пойти на уступки. Если ребенок не хочет кушать, не следует кормить его через силу, даже если вам кажется, что он худой. Избыток пищи плохо усваивается, что приводит к зашлакованности организма и лишнему весу в будущем.

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что говорит Комаровский о том, что делать, если ребенок плачет в садике?

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.

Чтобы у крохи не пропадал аппетит в детском саду, не следует кормить его перед выходом. Организм не успеет потратить такое количество калорий, чтобы проголодаться и захотеть есть. Также не стоит давать ему с собой конфет и других вкусностей для перекуса – он только перебьет аппетит и впоследствии останется голодным.

Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Что делать, чтобы вернуть ребенку хороший аппетит?

Если причиной отказа от еды является болезнь, то с улучшением состояния ребенка он постепенно будет возвращаться. Дело в том, что детский организм лучше справляется с болезнью, если он «голодный». Это защитная реакция организма. Поэтому потеря аппетита — вполне нормально, если малыш начинает болеть. Но в этот период очень важно предоставить крохе обильное питье, чтобы избежать обезвоживания организма.

Интересные ссылки по темам: ОРВИ и ОРЗ — видео онлайн семинара Как улучшить память ребенка Питание детей

Если ребенок ничего не ест, кроме хлеба и макарон, но при этом он активен, его рост и вес в пределах нормы, особенно беспокоиться не стоит – скорее всего, родители выстроили неправильный режим дня и питания. Все что нужно сделать – скорректировать эти два аспекта, обеспечить ребенку хорошую двигательную активность, кормить только по требованию малыша, забыть о перекусах. Предлагая ребенку отведать то или иное блюдо, не стоит делать это навязчиво, грубо, строго. Принуждать и уговаривать кроху не стоит – это вызовет обратный эффект.

Читайте также:  Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни?

Всегда предлагайте ребенку кушать в кругу семьи. Блюда старайтесь делать яркими, аппетитными, ароматными, чтобы они возбуждали аппетит, привлекали внимание крохи. Старайтесь кормить малыша продуктами, которые он любит. При этом нелюбимые продукты следует «маскировать» или заменять на равносильные по пищевой ценности. Порции должны быть небольшими – по потребностям ребенка. Во время еды кроху ничего не должно отвлекать: мультфильмы, игрушки, книжки – все это под запретом.

Появление аппетита напрямую зависит от энергозатрат малыша. Поэтому стоит чаще гулять с малышом на свежем воздухе, устраивать активные игры. Если причиной плохого аппетита не является болезнь или серьезная патология, не нужно водить малыша по поликлиникам в поисках несуществующих болезней – достаточно сменить образ жизни, и аппетит к крохе вернется обязательно. Будьте ответственней и наблюдательней, ведь малыш не всегда может сказать, что его беспокоит. Куда более красноречивы его действия и реакции организма. Научившись замечать эту немаловажную информацию, вы точно определите, в чем кроется причина отказа малыша от еды, и сможете вовремя принять необходимые и безопасные меры.

← Как сделать эффективную укропную водичку от колик для новорожденного?Как быстро набрать вес → Комментарии ()

    Написать комментарийДругие материалы рубрики С какого возраста можно давать ребенку свеклу Что должен кушать ребенок в 8 месяцев? Свекла польза и вред

    Обязанности Пользователей при использовании материалов

    При использовании контента Портала в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Портала обязательна.

    Ссылка на источник и гиперссылка, указанные выше, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового контента, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим контентом сайта.

    Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются контент сайта, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы.

    Использование контента Портала, полученного из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

    При использовании контента Портала не допускается переработка его оригинального текста. Сокращение, изменение, редактирование контента возможно только с согласия Администрации (Владельца), оформленного в виде электронного письма и направленного Пользователю с любого из адресов электронной почты, указанных на Портале в разделе Контакты ().

    Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации не допускается копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование в коммерческих целях контента, загруженного с Портала, без получения письменного разрешения Администрации (Владельца) или другого законного владельца авторских прав.

    Коммерческое использование контента Портала осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.

    Указанные в настоящем разделе Соглашения положения предусматривают защиту интересов Владельца и третьих лиц, являющихся обладателями прав в отношении контента сайта. При этом все обладатели прав вправе воспользоваться своими правами, указанными в настоящем Соглашении, самостоятельно.

    Чего хочет детский организм?

    Консультирует Зайцева Надежда Евгеньевна, к.м.н., врач высшей категории, заведующая Киевским детским городским гастроэнтерологическим центром. ()

    Белки. Это главный строительный материал для растущего организма. В пищевом рационе рекомендуется сочетать белки растительные (каши, хлеб) и животные (мясо, рыба, молоко, творог) — это гарантирует полный набор необходимых аминокислот. Важнейшие источники белка (по убывающей): соя, сыры, мясо, горох, фасоль, рыба,. яйца, хлеб, молоко, картофель.

    Углеводы – это энергия. Основные источники углеводов (по убывающей): сахар, рис, манная крупа, гречка, хлеб пшеничный, ржаной, картофель, виноград, яблоки, свекла, арбуз, морковь, капуста белокочанная.

    Жиры. Имеют высокоэнергетическую ценность, особенно для детей с плохим аппетитом. Ни в коем случае не следует давать ребенку жирную пищу вечером.

    Минеральные вещества. Ребенок должен получать продукты, содержащие кальций, фосфор и магний. Источники кальция — сыр, творог, коровье молоко, капуста, хлеб, картофель. Фосфор: сыр, фасоль, горох, овсянка, гречка, различные сорта мяса, хлеб, творог, коровье молоко, картофель. Магний (по убывающей): фасоль, овсянка, гречка, горох, хлеб ржаной и пшеничный, лук, картофель, коровье молоко. Соединения железа незаменимы в процессе кроветворения. Сложный белок, содержащийся в эритроцитах — гемоглобин, содержит в себе железо. Источники железа: (по убывающей): печень говяжья, персики, дыня, яблоки, сливы, мясо, ржаной хлеб, цветная капуста, картофель. Йод входит в состав тироксина — гормона щитовидной железы. При недостатке йода в организме происходит снижение функции щитовидной железы, что ведет к снижению интенсивности многих обменных процессов. Больше всего йода содержится в морской капусте. Нужно использовать йодированную соль, а также пищевой рацион включать морскую или океаническую рыбу.

    Протест против завтрака

    Вполне логично, что если ребенок позавтракал дома, а по дороге в садик еще и булочку с печенькой съел, в садике он есть не станет. Детский завтрак вообще тема отдельная – чтобы малыш ел с аппетитом и завтрак пошел на пользу, от момента пробуждения должно пройти не меньше часа, а для некоторых даже больше. Так что, если вы хотите, чтобы малыш полностью влился в садичный режим, терпите и не кормите его перед садиком.

    Что делать: еще один вариант – если вам проще и спокойнее кормить малыша дома, договоритесь с воспитателем, что будете приводить ребенка после завтрака, либо, пока остальные сидят за столом, ваш будет играть. Но, далеко не в любом садике на такой вариант могут согласиться и у них на то свои, достаточно веские причины.