Как проработать детские психологические травмы?

Вместе с развитием познавательной деятельности у ребёнка появляются страхи. Со временем детские страхи, конечно, исчезнут, потому что малыш подрастёт.

Существует большое количество классификаций детских страхов.

Природные и социальные

Природные (основанные на инстинкте самосохранения):

  • смерти — собственной, родителей;
  • замкнутого пространства;
  • темноты, глубины, высоты;
  • животных, чудовищ, насекомых;
  • стихий: воды, огня;
  • крови, врачей, уколов;
  • громких звуков.

Социальные:

  • одиночества;
  • наказания;
  • осуждения;
  • быть не собой;
  • опоздания;
  • насмешек.

Сверхценные, навязчивые, бредовые

  • Сверхценные / воображаемые

Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.

  • Навязчивые / реальные

Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.

  • Бредовые

Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.

Ситуативные и личностные

Ситуативные:

  • обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей;
  • становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни;
  • легко перерастают в фобии.

Личностные:

  • обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера;
  • причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость;
  • проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке;
  • со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию;
  • взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.

Острые и хронические

Острые:

  • возникают в определённой ситуации;
  • часто имеют кратковременный характер;
  • при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.

Хронические:

  • развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых;
  • могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности;
  • требуют психотерапевтического вмешательства;
  • являются фобиями.

Фобии

Чаще всего у детей диагностируются страхи:

  • аблютофобия — умывания и купания;
  • агорафобия — открытого пространства;
  • акрофобия — высоты;
  • акустикофобия — громких звуков;
  • алгофобия — боли;
  • арахнофобия — пауков;
  • ахлуофобия — темноты;
  • бронтофобия — грома;
  • гемофобия — крови;
  • гипнофобия — сна;
  • кераунофобия — молний;
  • кинофобия — собак;
  • клаустрофобия — замкнутого пространства;
  • пирофобия — огня;
  • рабдофобия — наказания;
  • ятрофобия — врачей и многие другие.

Ночные страхи

Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:

  • ночных кошмаров;
  • снохождений;
  • сноговорения;
  • сонного паралича;
  • бруксизма.

Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:

  • пробуждение от собственных движений и криков во сне;
  • учащённое сердцебиение;
  • сбитое дыхание;
  • гиперемия, гипергидроз;
  • расширение зрачков;
  • крик, плач;
  • отсутствие реакции на окружающих.

Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:

  • наследственность;
  • отсутствие режима сна;
  • новая обстановка (в гостях, при переезде);
  • приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов;
  • черепно-мозговая травма;
  • лихорадка;
  • перевозбуждение перед сном;
  • стрессовая ситуация днём;
  • полный мочевой пузырь;
  • психическое и/или физическое переутомление.

Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.

Что нужно знать об обращении к психологу для родителей

Психологическая поддержка (практическое пособие) Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для взрослых Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для подростков Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для родителей Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков) Что нужно знать об обращении к психологу (для взрослых) Что нужно знать об обращении к психологу для родителей Выход из изоляции — рекомендации

Причины страхов у детей

Любой страх – вещь очень личная и индивидуальная, все люди боятся по-разному и разных вещей. Любые классификации могут упустить конкретный случай. Задача родителей – поговорить с ребёнком и понять, что его пугает. Возможные причины появления и развития страхов ребенка:

  • Повышенная впечатлительность. Ребёнок очень чувствителен? Любые неосторожно сказанные слова, непродуманные действия могут обернуться для него настоящей фобией.
  • Бурная фантазия. Эта причина часто вытекает из впечатлительности. Ребёнок способен вообразить чудовищ и монстров любых масштабов, а чувствительность превратит их в практически реальных существ.
  • Яркое неприятное событие. Если произошло нечто, выходящее далеко за пределы обычной жизни ребёнка, оно оставит существенный след в его душе на долгое время.
  • Конфликты. Страхи детей иногда вытекают из ссор и конфликтов со сверстниками, учителями, родителями.
  • Возрастные страхи. Эта разновидность фобий проходит по мере взросления, малыш её попросту перерастает. Например, уже в возрасте 8 месяцев ребенок испытывает тревогу из-за долгого отсутствия мамы рядом. До 3 лет у него развиваются привязанность и чувство полного доверия к родителям. В этом возрасте особенно сильно проявляются внушаемые страхи, а также страхи от резких звуков или чувства боли. В возрасте с 3 до 5-6 лет у детей появляется страх темноты, они начинают бояться одиночества, ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти и потери самого близкого человека.
  • Патологические и навязчивые страхи. Серьёзные страхи детей, с ними нужно тщательно и основательно бороться. Они сопровождаются другими (часто болезненными) симптомами.
  • Родительские страхи. Об этом факторе сами родители часто не задумываются, но иногда именно мамы и папы проецируют собственные страхи на своих детей. Родители на своем примере показывают малышу, чего стоит бояться, а чего нет. И если вы боитесь воды или высоты, – скорее всего ваш ребенок так и не научится плавать или будет все время бояться залазить на высокие лестницы.

Отдельные тяжёлые случаи требуют помощи и вмешательства врачей специалистов: невролога, детского психолога, психотерапевта.

Независимо от причины, ребёнок сильно нуждается в поддержке родителей. Позвольте малышу довериться и рассказать, что его по-настоящему беспокоит и тревожит. Без внимания родителей он не справится с нарастающей боязнью.

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря — рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности — вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху — рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных). Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п. Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание. Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально. Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно. Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того — зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.

Читайте также:  Как научить ребенка учиться - самостоятельно и успешно \ Что нужно знать родителям?

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Видео

Что делать, если малыша необходимо положить в больницу?

В этом случае честно расскажите, почему это необходимо. Лучше всего вспомнить несколько случаев из своей жизни, как вы лежали в больнице, что делали, какие процедуры проходили и т. д. Пусть ребенок возьмет с собой в палату любимую игрушку или книжку. Обязательно сообщите, что будете навещать малыша, а в больнице он сможет подружиться с другими детьми.

Если ребенок боится врачей, что делать в итоге родителям?

Будьте терпеливы и внимательны к своему чаду, а также показывайте собственным примером, что регулярный поход к врачу — обязательное условие для сохранения здоровья.

Предварительная подготовка к проведению консультации

Нельзя проводить родительское собрание без тщательной подготовки к мероприятию. Для составления грамотного плана беседы может потребоваться:

  • изучить материал по теме, выделить наиболее важные моменты, требующие раскрытия и проработки;
  • подготовить выступление штатного психолога, медицинского работника, руководителя группы;
  • провести анкетирование как детей, так и родителей;
  • на основе тщательного анализа полученных данных составить окончательный вариант консультации, отметить вопросы, особо остро стоящие перед данной группой;
  • подготовить творческую часть.

За пару недель до предполагаемой даты консультации следует изготовить информационный стенд для родителей. На нем максимально подробно и доступно может быть изложена программа собрания, описана суть проблемы, подчеркнута необходимость ее обсуждения. Рядом с бюллетенем рекомендуется поместить ящик для записок с вопросами от родителей. Это хорошее подспорье в составление окончательного плана мероприятия.

Вопросы должны быть разделены на смысловые группы. В случае, если структура консультации не предполагает освещения каких-то отдельных тем в процессе, стоит выделить время для проработки этих аспектов.

В качестве диагностического материала можно использовать детские рисунки, небольшие сочинения в виде историй на тему личных страхов.

Помощь родителей ребенку

Чтобы родители могли помочь своему чаду при наличии психотравмы, им необходимо пересмотреть особенности воспитания и на основе опыта изменить тактику. Таким образом родители не будут травмировать психику ребенка, сделав условия максимально комфортными. Если же картинка воспитательного процесса не будет изменена, это может привести к тому, что в подростковом возрасте ребенок станет неуправляемым. Все эти неприятные моменты лучше обсудить с психологом, тогда родители смогут максимально правильно вести себя, чтобы ребенок не получал новых психологических травм и рос в комфортной для него среде.

Взрослому человеку от негатива из прошлого, токсичных мыслей, отравляющих жизнь, поможет избавиться курс Викиум «Детоксикация мозга».

1068

1068

Выявляем причины детских страхов

Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи у ребенка, необходимо с помощью психоанализа выяснить их причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы:

Рисование

Даже в том случае, если ваш ребёнок не обладает особыми художественными талантами, вы можете попросить его нарисовать то, что его тревожит. Однако просьба должна быть в очень мягкой тактичной форме и ни в коем случае не должна носить приказной характер. Лепка из пластилина подойдёт тем детям, которые не любят рисовать.

Рекомендации родителям в данном случае абсолютно идентичны.

Если вышеназванный способ не помог определить причин возникновения детских страхов, вы можете предложить ребёнку придумать сказку, в которой будет рассказано именно о том, что тревожит малыша

Как правило, этот метод идеально подходит для определения детских страхов после пяти лет. Обязательно запишите сказку на бумагу. Во-первых, таким образом производится визуализация страхов, что является задачей абсолютно любой методики диагностики, а во вторых, может пригодиться вам в будущем, в случае повторного возникновения тревоги и страхов у ребёнка.

Ещё одним действенным способом того, как победить страхи у детей, является разговор с ребёнком на волнующую его тему. Взрослый человек, которому предстоит беседа с ребёнком, должен серьёзно подойти к этому вопросу и заранее обдумать список вопросов, которые он задаст ребёнку.

Также обратите внимание, чтобы все вопросы задавались на доступном для детского понимания уровне. Не стоит торопить ребёнка с ответом, необходимо дать ему время подумать. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на какой–либо одной причине, так как это может привести к возникновению нового страха.