Как правильно научить ребенка читать — Учим ребенка читать по слогам

Меняются программы и учебники, но техника чтения по-прежнему проверяется в начальной школе. Нравится это нам или нет, но реалии современной жизни таковы, что если читать медленно и долго переваривать информацию, то в ее потоке можно просто захлебнуться.

Для чего ребенку скорочтение?

Скорочтение – это важный навык, который повышает успеваемость в учебе. Обучать ему можно примерно с семи лет, с возраста, когда ребенок может читать со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с 5-го класса ученику приходиться обрабатывать огромные объемы информации. Такие предметы, как история, литература, природоведение и другие подобные требуют быстрого чтения, запоминания и пересказывания полученной информации. Поэтому навык скорочтения необходим каждому школьнику.

Когда малыш уже может есть самостоятельно?

В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.

Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся. Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка. Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

  1. Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
  2. Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
  3. Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка. Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Пора или еще рано

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики, неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.
Пора или еще рано

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Зачем вообще нужно читать книги?

Школьник сможет стать авторитетом среди своих сверстников, а это очень важно любому человеку, особенно подростку. Потому что:

  • Пока тело отдыхает, мозг развивается. Читая, человек реально становится умнее, не прикладывая к этому никаких усилий. Причем, совершенно не важно, о чем книга. Это может быть фантастика, детектив, фэнтези, любовный или приключенческий роман, даже мистика или ужасы. Дело в том, что глаза видят закорючки (буквы), а мозг рисует «кино». Таким образом, преобразуя символы в события, вызывающие реальные эмоции, пробуждается творческое мышление. Этого не происходит при просмотре фильма.
  • Развивается речь. Читающий человек умеет красиво и грамотно формулировать свои мысли. Он сможет доказывать свою точку зрения в спорах.
  • Обогащаются общие познания об окружающем мире. О чем бы не шла речь, читающий человек всегда сможет поддержать разговор. Даже в тех вопросах, в которых он не разбирается, он всегда может сказать, что не знаком с исследованиями в этой области, но обязательно почитает об этом. Такой подход всегда вызывает уважение у окружающих.
  • Книги помогают найти верные решения проблем. В разных жизненных ситуациях у читающего человека в голове уже есть несколько вариантов дальнейшего развития событий. Как с положительным, так и с отрицательным исходом. Поэтому сверстники станут прислушиваться к его мнению.
Читайте также:  Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем

Конечно, все это лучше не вываливать на голову чада менторским тоном, поставив перед собой по стойке смирно, а упоминать к месту, в подходящих жизненных ситуациях.

Ни в коем случае нельзя силком заставлять ребенка читать. Чтение должно восприниматься как отдых, а не как тяжкая повинность.

С малышами проще. Особенно если родители уже приучили ребенка к совместному чтению, когда мама (папа, бабушка, няня) читает, водя пальцем по строчкам, а малыш сидит рядом, глядя в книгу. В таких семьях ребенок уже понял, что в книжках много интересного, надо лишь мотивировать его самому узнавать о приключениях любимых героев.

Простой способ выработать привычку читать книги

Например, вы начали читать книгу вслух. Потом объяснили, что у вас много работы, и сами вы читать не успеваете. Попросите сына или дочку прочесть главу в ваше отсутствие, а вечером, когда вы вернетесь с работы, рассказать, что было дальше. В этом случае вам надо лишь проявлять искреннюю заинтересованность и помогать ребенку излагать мысли, задавая наводящие вопросы.

Кстати, этот прием может работать не только с дошколятами, но и со старшими детьми, даже когда они стануть совсем взрослыми.

Второй прием, как пробудить интерес к книгам

Рассказывая что-то интересное своим домочадцам, говорите, что вы это прочитали. Не важно, видели вы это сами или от кого-то слышали. Ребенок уяснит, что все самое интересное содержится в книгах.

Запретный плод сладок

Если родители вспомнят себя в подростковом возрасте, то заметят, что особенно им хотелось прочитать те книги, которые казались недоступными. Таким же образом можноо поступать и со своим ребенком: например, рассказать о какой-либо жизненной ситуации и упомянуть, что о ней хорошо написано в такой-то книге, однако, прочитать её можно будет в более старшем возрасте.

Можно просто оставлять на виду те книги, которые могут оказаться и близкими к интересам ребенка. Не беда, что не все книги, которые читают дети, кажутся их родителям не самым удачным вариантом для чтения, например, книги о приключениях героев компьютерных игр или триллеры. Однако на данном этапе необходимо закрепить саму привычку читать, а уже позднее ребенок сам потянется к более глубоким произведениям, ведь процесс чтения развивает самые разные возможности человеческого мозга. Так что развитие читающего ребенка идет гораздо успешнее.

Советы родителям >> Главная

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.
Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Когда ребенок начнет читать?

Естественно, все родители хотят, чтобы их ребенок начал читать как можно раньше. Но специалисты-неврологи установили, что слишком раннее обучение чтению может быть вредным для вашего чада. Отделы мозга человека развиваются со временем, точнее каждый в свой срок. И если усердно развивать тот участок, который еще не готов к подобной нагрузке, могут вызвать психологические проблемы, среди которыхчрезмерная активность, а также гипервозбудимость.

Специалисты говорят, что минимальным возрастом для обучения чтению является – пять лет. Это время, когда головной мозг уже способен осваивать системы знаков, такие как ноты, буквы. В остальном необходимо ориентироваться наряд признаков, среди которых умение ориентироваться в пространстве, определяя, где низ и верх, лево и право. Ваше чадо также должно уметь составлять связанный логической цепочкой рассказ, уметь слышать какой-либо звук в любой части слова. Ребенок еще может не уметь произносить некоторые звуки, но не должно присутствовать проблем с ритмом, мелодикой речи и т.п.

Читайте также:  Отношения среди подростков – что должны знать родители

Зачем нужны барабаны?

Конечно, чтобы в них бить. А как это поможет в обучении чтению? На самом деле способность к обучению напрямую зависит от двигательной активности, пространственной ориентации ребенка. Для этого также есть необходимостьразвивать чувство ритма у сына или дочки. Как раз тут и пригодятся разного рода барабаны, бубны. Кроме того, важно петь, повторять разные несложные стишки. Чтобы понять, все ли звуки слышит ребенок, произносите слова ипросите назвать звуки в середине и конце.

Какой выбрать метод?

Среди родителей бытует мнение, что сначала обязательно нужно выучить буквы, но оказывается, что ребенок буквы знает, а читать не может. Поэтому поговорим о методах обучения, которые существуют.

Чтение по слогам, которое предполагает заучивание слогов, а после чтение.

Обучение посредством запоминания целых слов, которые показывают детям с раннего возраста.

Буквенное сложение предполагает изучение названий букв, например, «эн» и «о», которые после произносятся вместе, чтобы получилось «но».

Звуко-буквенная техника помогает учиться узнавать звуки, которые слышатся в буквах на письме.

Лучше отдать предпочтение последнему методу, ведь сначала ребенок слышит слова от родителей, затем сам учится говорить. При этом все это время он воспринимает звуки. Так что это самый лучший вариант. Ведь при методике заучивания слогов и целых слов ребенок не анализирует их, не понимает, почему именно так, а механически запоминает их. Дети не могут читать сложные слова, а также воспринимают только закрытые слоги, то есть только начинающиеся на согласные.

Как заинтересовать ребенка?

А это нужно сделать обязательно, так как незаинтересованность приведет только к детским слезам, и не поможет достичь цели. Вы можете рассказать о письменности, ее истории, показать иероглифы, свитки. Но главное здесь – больше читать вслух.

Учите ребенка слушать природу, звуки из окружающего мира. Попросите его произнести, как «говорит» котик, собачка, как шелестят листочки на ветру. Научите ребенка отличиям гласных от согласных, например, всеми гласными можно петь. Поспрашивайте слова, которые начинаются с тех или иных звуков, опроситеназвать звук первые и последние звуки слов. Когда данный этап освоен с успехом, можно двигаться дальше.

Пора учить буквы!

Вот теперь после освоения звуков, пришло время для изучения букв. Лучше, чтобы это было в игровой форме. Буквы можнорисовать палкой на песке, мелом на асфальте. Если они будут большими, то вместе с ребенком можно пройтись по ним. Делайте буквы из пластилина, теста, рассказывая ребенку о звуках, которые эти буквы означают на письме. Можно рисовать на спине пальцем ребенка букву и просить отгадать.

Время слогов

Начинать лучше с двух гласных «оу», «иу», потом учитеоткрытые слоги «ма», «ва», «за», и только теперьзакрытые «лес», «бег» и т.д. Полезнее, если первые слоги будут осмысленными, то есть словами: «да», «нет», «он», «ой» и т.д.

Также можно сделать карточку в виде многоэтажного домика. В первой колонке окон будут согласные звуки, а во второй – гласные. Нужно ребенка произносить звуки, складывая согласный с гласным. Потом это же упражнение повторяется уже с другим домиком, в котором первыми идут гласные.

Упражнения для чтения:

  • нужно будет отыскать и убрать лишнюю букву: «летс», «сврет»;
  • добавить нужную букву: «_ука», «_он», «_са»;
  • составить все возможные слоги из нескольких букв;
  • создать другое слово путем замены одной буквы: «кот» – «рот»;
  • поставить слоги в правильном порядке: «ман-кар», «ня-со».

Далее переходите к чтению коротких предложений. И все же при обучении помните, что все дети разные, а значит, и темпы обучения у них разные. Кроме того, учите ребенка не просто заучивать ребенка, а вдумываться в то, что он делает. Тем самым вы воспитаете умного, мыслящего человека.

Сенсорное воспитание детей 3-х летКак ребенка приучить к детскому саду?Можно ли детям шоколад?Почему родители бьют детей

Правила для успешного обучения чтению

Грамотные педагоги, не один год отработавшие в школе, знают все правила и нюансы, помогающие или, напротив, мешающие научить читать за короткое время. Первое и самое главное – это регулярность. Если занятия проводятся дома, нужно настроиться, что по времени это всего 10 минут, но ежедневно или хотя бы через день.

Чтобы ребенку легче было соединять звуки, его учат их пропевать. Такой метод действительно работает, и малыш чуть быстрее учится соединять звуки в слоги, а далее – в слова. Но есть и существенный минус: ребенок приучается петь при чтении настолько, что потом ему очень трудно перейти на нормальный темп. Педагоги уверяют, что лучше сразу учить читать в нормальном темпе и ритме речи. Пусть это займет больше времени, зато потом не придется переучивать, что является дополнительным стрессом.

Приступая к чтению текстов, для начала лучше выбирать сказки с повторяющимся сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и прочие. Так ребенок учится видеть слова, которые встречаются по несколько раз. Эти слова он запоминает и легко читает, когда они встречаются в других текстах.

Правила для успешного обучения чтению

Первые книги для самостоятельного чтения выбирают с крупным шрифтом, желательно такие, где слова поделены на слоги. Читая текст, очень важно делать перерывы после каждого прочитанного абзаца и пересказывать его. Нужно добиваться, чтобы с самого начала чтение было не механическим, а осмысленным.

Читайте также:  Как правильно хвалить ребенка? Методы поощрения детей в семье

Особое внимание уделяют знакам препинания. Ребенок должен понимать, что так разделены смысловые части предложения, делать паузы, при этом после завершающих знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков) пауза будет дольше, чем после выделительных (запятых).

Важно: Не нужно начинать обучение чтению с алфавита. Порядок букв и их правильное название в данном случае неважно. В начальной школе учитель знакомит с алфавитом после того, как многие уже умеют читать.

С чего начать, желая научить ребенка читать

Методик обучения чтению детей великое множество. Есть и совсем «безболезненные», проще говоря – игровые, не требующие затрат сил.

Глен Доман предлагает показывать самым маленьким карточки с написанными словами и произносить их вслух. Ребенок, оказывается, уже в два месяца готов «наматывать на ус»! Это так называемое «глобальное чтение»: пропуская звуки и слоги, мы сразу беремся за сложные слова.

Наш соотечественник Зайцев советует умерить аппетиты и начать учиться со слогов. Для этого продаются кубики с нарисованными буквами и их сочетаниями, из которых складываются слоги и слова.

Но и здесь не без подвоха. Имеющиеся на кубиках сочетания твердых согласных с буквой Э в реальной жизни в написании почти не встречаются. Это, помимо прочих бед, заставляет детей делать ошибки на ровном месте: «кафЭ», «цЭнт».

Павел Тюленев предлагает изъять у дитя все игрушки и оставить только карточки со словами. Ведь, по его мнения, главная задача младенца – учиться именно чтению.

А Мария Монтессори советовала вызывать интерес не только к буквам, но и к материалам, из которых они сделаны. Например, в ход шел шершавый алфавит из наждачной бумаги.

Классические теории обучения чтению детей сходятся в главном: учить не буквам алфавита (эм, ща, ха, бэ), а звукам (б, м, щ, х).

Азбуки-плакаты с картинками лучше сразу отмести, иначе всю жизнь буква К будет ассоциироваться у дитя с крокодилом, а М – с мячом. И тут на смену новомодным методикам приходит старый добрый потрепанный букварь.

Впрочем, можно обойтись и без него. Начинайте обучение  с гласных, а усвоив три – четыре буквы, пробуйте составлять из них слоги. Можно рисовать буквы на кружках и расклеивать по дому, а также искать их на улице – в плакатах и объявлениях.

Не пытайтесь выучить все буквы сразу. Закрепляйте уже изученные играми со слогами и знакомыми словами. После переходите к словам из трех букв (кот, суп, сыр), а потом – из двух слогов (нора, каша).

В любом случае, не сидите над занятиями долго (надоело – сменили тему и обстановку) и превращайте все действо в игру. Чертите буквы на асфальте, лепите из соленого теста, рисуйте их пальчиковыми красками.

Ведь именно в игре ребенок учится легко и с удовольствием! Так и читать он научится легко и быстро!

Фонологическая осведомленность

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть специальные карточки, рабочие тетради и другие дорогие наборы, и просто делать процесс обучения чтению забавным, легким и простым. Фонологическое сознание — игра со словами, превращение всего процесса обучения в игру. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей и давали формальные уроки.

Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично:

  • Проявите творческий подход. Что это значит? Разговаривайте со своими детьми, подбирая рифмы к словам. Читайте детские короткие стишки и книги с использованием рифм. Это позволит более запомнить слова.
  • Играйте в словесные игры в машине. Время в машине представляет собой потрясающую возможность играть в простые словесные игры. Придумайте как можно больше слов, начинающихся на «м»: машина, мясо, мыло, мама, молоко. Придумайте как можно больше слов, которые ассоциируются с кошкой: молоко, сосиска, погладить, ласковая и т.п.
  • Играйте в «Я шпион». Используйте эту игру, когда нечем заняться в какое-либо свободное время. К примеру, когда вы сидите в очереди к врачу, едете в транспорте, идете к кому-то в гости, сад или школу. Что это за игра? Пример: «Я вижу дерево перед нами, оно зеленое, начинается на букву «И» (Ива)». «Я вижу коричневое живое существо, оно бежит к нам навстречу и начинается на букву «С» (собака)». И таких вариантов может быть.
  • Слушайте детскую музыку. Это один из самых простых способов привить фонологическую осведомленность у детей.

Как научиться правильно читать – послоговое и пословное чтение

Умение хорошо читать – это основа обучения в школе, на которой строится получение знаний в дальнейшем. Именно поэтому так важно уделять ему достаточно внимания. Но и у дошкольников, и у учеников младших классов нередко возникают проблемы с освоением грамоты. В подобных случаях родителям не всегда удается помочь своему ребенку в домашних условиях, и тогда они отдают его на специальные курсы в детских центрах дополнительного развития.

Там проходит обучение по различным направлениям, в том числе и по обучению чтению. На таких занятиях дети работают по специальным методикам, изучают буквы и звуки, слоговое и пословное чтение. Но нужно выбирать такие курсы, которые уже доказали свою эффективность на примере многих своих учеников.

Методики Букварика и Читарика от Академии развития интеллекта AMAKids идеально подходят для обучения ребенка чтению. В зависимости от того, на каком этапе изучения грамоты находится малыш, можно будет выбрать ту программу, которая больше всего ему подойдет. Благодаря этому удастся быстро и качественно освоить чтение и повысить свою успеваемость в школе.