Готовность №1. Как определить, готов ли ваш ребенок к школе

Вы отправляете вашего ребенка в первый класс? Вот-вот прозвенит первый звонок, и будущий школьник повесит за плечи ранец с тетрадками и с самым серьезным видом отправится покорять вершины современного образования. Чтобы процесс этот оказался по силам вашему дошкольнику, важно оценить его готовность и принять решение о том, что делать дальше. Для этого можно самостоятельно использовать несколько простых тестов.

Компоненты подготовки

Психологи выделяют 4 компонента психологической готовности к школе:

  1. Личностно-социальная готовность – умение общаться как со взрослыми, так и с детьми. Не все первоклассники умеют общаться, особенно те, кто не посещал детский сад. Ребенок должен уметь контактировать с другими, прилагать совместные усилия для достижения определенной цели, уметь разруливать конфликтные ситуации. Формирование готовности к школе, по сути, начинается с 3-х лет. Родители должны предоставить возможность разнообразного опыта общения – со сверстниками, детками помладше и постарше, взрослыми. Очень часто родители при общении влазят в разговор, сами за него отвечают или подсказывают. Этого делать категорически нельзя. Кроме того, нужно приучать малыша к толпе, чтобы он не боялся большого скопления людей. Берите его с собой на концерты, крупные мероприятия или людные места.
  2. Эмоционально-волевая готовность. Часто бывает такая ситуация, что пока ребенок готовится к школе в саду, с педагогом или на курсах, ему очень нравится и он с энтузиазмом выполняет задания. Но как только начинается школа, он отказывается учиться, говорит, что ему тяжело или неинтересно. Конечно, частично это и проблема в системе образования, но нужно понимать, что в школе уроки не всегда будут интересными, увлекательными, а уж тем более в игровой форме. Поэтому, важный признак готовности к школе – умение делать то, что нужно и не бояться трудностей. Как родители могут приучить к тому, чтобы высидеть занятие? В этом помогут настольные игры, в ходе которых нужно будет дождаться своего хода, подумать, выбрать стратегию.
  3. Интеллектуальная готовность – один из компонентов психологической готовности к школе. Здесь речь идет о том, насколько мозг готов к труду, умению думать, анализировать, делать выводы. Дошкольник должен уметь сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Мотивационная готовность к школе – положительное отношение к школе, учебе, учителю и себе. Мотивация ребенка к обучению должна закладываться с раннего возраста. Согласно возрастному периоду, родители должны развивать эти навыки, поддерживать его интерес к изучению и исследованию мира.

В дошкольном возрасте формируется самосознание, дошкольник учится принимать решения, делать выбор. Родители в этот период должны заложить понимание того, что учиться и познавать что-то новое – это очень интересно. И говорить о том, что, когда он пойдет в школу, он узнает много всего удивительного.

По каким качествам определяется готовность к школе

Есть основные качества, определяющие готовность детей к обучению в школе:

  • для обучения в школе ребенок должен быть здоров (физическая готовность);
  • ребенок должен интеллектуально быть готовым к школе, уметь концентрироваться на поставленной задаче, считать, читать и понимать прочитанное, уметь пересказывать (интеллектуальная готовность);
  • будущий школьник должен уметь управлять эмоциями, знать, что недопустимы драки, крики, громкие проявления эмоций на уроках (эмоциональная готовность);
  • должно быть понимание, что на уроках учатся, а не играют в игрушки и не занимаются личными делами (волевая готовность);
  • психологическую готовность к школе определяет готовность понять, что учеба — это ответственность, хорошие оценки ученика зависят от того, насколько старательно он будет учиться (эмоционально-волевая готовность).

Если физическую подготовку ребенка и его интеллектуальное развитие можно переложить на плечи развивающих центров и спортивных клубов, то психологическая готовность ребенка к школе зависит напрямую от его родителей. Очень важно воспитывать в ребенке уверенность в себе и своих силах, умение дружить, завязывать дружбу и поддерживать ее. Обращаться за помощью и помогать самому, если попросят. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно в школе, умел общаться, контролировать свои эмоции, понимал и принимал те ограничения, которые накладывает на его поведение статус школьника.

Подготовка к школе: быть или не быть?

Многие родители задумываются, важна ли подготовка к школе, нужно ли готовить ребенка к этому важному событию. Одни готовы учить свое чадо день и ночь, а другие говорят: «мы шли в школу, ничего не умея, и наши дети там всему научатся».

Так нужно или нет?

Школа – новая важная ступенька в жизни ребенка. И если раньше дошколята ждали этого момента с радостью и нетерпением, то теперь все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. Почему? Да потому что современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, это может значительно осложнить ему жизнь.

Подготовка к школе: быть или не быть?

К сожалению, прошли те времена, когда дети приходили в первый класс в свои семь лет, не умея ни читать, ни писать. Теперь для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков. Те ребята, обучение которым дается не легко, которые никак не могут запомнить эти похожие друг на друга буквы и цифры, которые не понимают с одного раза, как сливается слог и почему буквы и звуки это не одно и тоже…. будут испытывать трудности с первого же дня обучения. Смогут ли они работать в том темпе, в котором работает класс? Ведь не смотря на то, что дети, поступающие в один класс, совершенно разные, требования к ним предъявляются одинаковые и критерии оценок едины для всех.

А если интеллектуальный потенциал у ребенка высокий, он все понимает с полуслова и схватывает налету? Скорее всего, он справится со свалившимся на него потоком информации, вот только если бы не это «негласное» тестирование и деление на классы.

И сколько бы мы не спорили о его правомерности и не рассуждали о том правильно это или нет, оно было, есть и будет. На этом самом тестировании учителя проверяют, умеет ли ваш ребенок читать, писать, считать, решать задачи и т.п. И по его результатам предлагают обучение по той или иной программе. И вот здесь даже самый смышленый дошкольник, который просто не успел еще получить определенные навыки, не сможет показать себя с лучшей стороны и неоправданно попадает не в тот класс, в котором бы хотели его видеть родители.

Физическая готовность

Все дошкольники при поступлении в школу должны пройти медицинский осмотр. Важно, чтобы он был проведен качественно. Особое внимание обратите на заключения следующих специалистов:

  • Окулист должен проверить зрение. Если нужно, пропишет очки или посоветует гимнастику для глаз.

Врач  подскажет на каком расстоянии от доски может сидеть ученик.

Физическая готовность
  • Чтобы знать, хорошо ли ребенок слышит, нужно пройти осмотр у лора.
  • Неправильная осанка может привести к заболеваниям позвоночника. Ортопед после осмотра посоветует упражнения для укрепления спины.
  • С определением уровня развития речи поможет логопед.
  • Педиатр даст общее заключение о состоянии здоровья, а также проведет пробу Руфье для оценки работы сердца во время физической нагрузки.
Читайте также:  Что нужно знать, если вы оставляете ребенка дома одного

Обратите внимание на то, в течение какого времени может ребенок сосредоточено выполнять задание. Какое психомоторное развитие: может ли малыш бросать и ловить мяч, прыгать двумя ногами или на одной, спускаться и подниматься по лестнице без вашей помощи.

Психологическая готовность ребенка к учебе в первом классе состоит из: мотивации, интеллектуального развития и емоционально-волевой готовности. Эти три составляющие мы рассмотрим далее.

Тесты «Энциклопедии гуру»

Тесты рассчитаны на детей 6–7 лет и проверяют умения считать, находить лишнее и недостающее в ряду предметов/понятий, выстраивать логическое повествование истории, объединять в группу по признаку, делить слова на слоги.

Плюсы

  • Задания охватывают не только русский язык и математику, но еще проверяют внимательность, воображение, сообразительность.
  • Вопросы проиллюстрированы привлекательными для дошкольников картинками.
  • В перечне навыков и умений по ссылкам можно найти занятия по разным темам и отработать задания, с которыми возникают проблемы.
Тесты «Энциклопедии гуру»

Минусы

  • Тесты нельзя пройти в интерактивном режиме — их придется распечатывать.
  • После прохождения тестов и набора баллов нет никаких рекомендаций для родителей.

Тесты «Энциклопедии 7 гуру» — неплохая проверка готовности дошкольника, только оценивать результаты ребенка придется самостоятельно.

Психофизиологическая готовность

Например,

  • Пусть ребёнок подёргает себя правой ручкой за левое ушко, проведя руку над головой. Не получается – значит, недостаточная длина рук показывает функциональную незрелость организма.
  • Второй простой тест – на координацию движений. Правой ручкой погладить свой животик, а левой – голову. И наоборот. Получилось – всё супер, хватит усидчивости для уроков и для обучения письму. Значит, есть способность самоконтроля. Если нет – будут проблемы с дисциплиной и вниманием, потому что налицо отсутствие готовности к обучению в школе, ещё рано садиться за парту.

Хорошо, если вы заметили, что малыш сам хочет чему-то научиться, узнать что-то новое, когда раньше его интересовала только игра. Это означает, что появилась потребность в интеллектуальном развитии и полная готовность к обучению в школе. Такая тяга проявляется у всех по-разному. У кого-то после пяти лет, у кого-то только после семи.

И такому ребёнку в школе труднее всего, если его отправили учиться раньше его физиологического созревания.

Хорошо, если к шести с половиной годам у малыша есть твёрдое умение соблюдать режим дня и правила дисциплины – как в садике, так и дома. Эти навыки легче формируются и закрепляются в детском саду, при условии, что буквально с пелёнок этому учат родители.

Есть хорошая русская пословица:

Учи, пока поперек лавки укладывается,

а во всю вытянется — не научишь.

В этой простой фразе заключена вся народная мудрость педагогики. Мы, учителя, как никто другой, ясно видим все погрешности в воспитании детей, потому что в школе это сразу проявляется. Возможно, я ещё как-нибудь вернусь к разговору о важности ясельного периода при формировании характера, привычек и общей воспитанности ребёнка.

Что знает, что умеет?

Кроме созревания физиологических функций, следует проверить багаж знаний и умений, накопленный малышом за 6-7 лет жизни. Разумеется, это сугубо индивидуальные показатели, зависящие от родителей, среды и условий развития и воспитания ребёнка.

Развиваем мелкую моторику

Конечно, рука малыша должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики руки.  В этом вам поможет тетрадь «KUMON. Готовимся к школе. Учимся раскрашивать».

Перед поступлением в школу малыша стоит научить:

правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

Развиваем мелкую моторику

чертить прямую линию;

писать печатную букву по образцу;

вырезать из бумаги;

аккуратно клеить;

рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;

лепить как отдельные образы, так и целые композиции;

Развиваем мелкую моторику

изготавливать аппликации.

Многим родителям может показаться, что освоить все эти навыки, тем более за короткий срок, практически невозможно. Однако это не так. Если заниматься регулярно всего по 20 минут в день и выбрать правильную методику, то успех гарантирован.

Как проверить развиты ли у ребенка эти навыки: Возьмите тетрадь «KUMON. Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты», посмотрите, насколько хорошо  малыш справляется с первыми заданиями. Обязательно похвалите его. Если навык еще только предстоит выработать, то занятия по этой тетради помогут освоить ручку и разовьют логической мышление.

Развивайте малыша правильно!

В последнее время учителя все чаще говорят о том, что некоторые родители своей подготовкой к школе не только не помогают, но и делают значительно хуже. Речь о тех случаях, когда первоклассник приходит со знаниями, которые по программе проходят в 4-м классе, но при этом совершенно не умеет общаться с другими детьми, вести себя на уроке, выполнять до конца задание.

Читайте также:  Имя для ребенка: как "выбрать" судьбу?

Такие дети могут знать все столицы мира, но перебивать собеседника, не ценить чужое мнение и плакать, когда их прихоти не выполняют другие. Такие случаи являются яркими примерами того, как хорошие природные данные ребенка были направлены в неправильное русло. Чаще всего, такая картина складывается в семьях, которые воспитывают ребенка дома, не отдавая в детский сад.

Таким родителям нужно осознать, что чрезмерной опекой и бесконечными поблажками они только хуже делают своему малышу, поскольку он будет ждать того же от общества. А не получая желаемого, будет постоянно расстроен и процесс обучения не принесет хороших результатов.

Поэтому, для подготовки будущих школьников главное не энциклопедические знания, а моральный настрой, элементарные правила поведения, уважение к другим, умение слышать и слушать, адекватная самооценка и оценка происходящего. Именно над такими моментами нужно работать родителям.

Если вы решили не отдавать малыша в детский садик, постарайтесь водить его на групповые развивающие занятия, кружки. Даже самые умные и заботливые родители не смогут заменить своему чаду ценности общения со сверстниками, во время которого закладывается характер, появляются первые понятия о честности, справедливости и дружбе. Ребенок должен быть полноценным участником этого маленького общества, чтобы в будущем комфортно чувствовать себя в обществе взрослых людей.

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо: уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; знать понятия «больше-меньше-поровну»; знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; решать простые арифметические задачки; уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Можно ли за оставшееся время быстро подготовить ребенка к школе?

Не пытайтесь форсировать события. То, что ваш ребенок показывает не готовность к школе не говорит о том, что он плохо развит. Ему просто требуется больше времени. Ваша задача — не подгонять его (тем самым нервируя и формируя у него комплекс неполноценности), а создать условия для «дозревания». Будьте готовы к тому, что в первом классе он вряд станет первым учеником и любимчиком учительницы. Но школа — это длинная дистанция, а цыплят, как известно, по осени считают.