Детские страхи: почему они возникают и что делать родителям

Страх — обычная реакция организма на раздражитель, и дети здесь не исключение, но в отличие от взрослых, природа их боязни может быть несколько иной, также не стоит сбрасывать со счетов влияние на психику. Детские страхи зачастую провоцируются самими родителями. Причина может быть любая — от гиперопеки до элементарного страха. Ребенок прекрасно чувствует, что родители боятся чего-то, что в результате может усилить его уже имеющиеся фобии и привести к развитию психического расстройства.

Причины возникновения детских страхов

  1. Ребёнка что-то испугало. Самая популярная причина. Это может быть лай злой собаки, скандал родителей, несчастный случай. Если мама с папой уравновешенные люди с устойчивой психикой, то есть вероятность, что этот страх пройдёт. Если же взрослые часто ругаются, то, скорее всего, страх войдёт в подсознание малыша.
  2. У ребёнка слишком развито воображение. Он может придумать себе то, чего на самом деле нет. Например, тень от дерева ночью малыш примет за страшное чудовище. Или же свет от луны он примет за свет от тарелки с инопланетянами. Поэтому важно контролировать время, проведенное ребёнком за телевизором или компьютером.
  3. Конфликты в семье. Нет ни одной семьи, которая бы ни разу в жизни не ссорилась. Вот только эти ссоры могут отличаться между собой. В одной семье родители уходят в другую комнату и, не повышая голоса, спокойно выясняют отношения. В этом случае малышу нечего бояться. Зато в другой семье мама колотит посуду, а папа орет нечеловеческим голосом. Неудивительно, что у ребёнка возникают детские страхи.
  4. Конфликты в обществе. Иногда ссоры бывают не только в семье, но и в школе, с одноклассниками или педагогами. В этом случае может возникнуть социофобия. Малыш начинает бояться новых знакомств, чувствует себя замкнуто. Такие страхи несложно преодолеть, если вовремя их заметить.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Причины детских психотравм

Толчок для развития психологической травмы может стать любое событие, которое в глазах ребенка имеет особую значимость. Наиболее частыми причинами к формированию детских психологических травм являются следующие:

  1. Заболевания. При этом болезнь может быть как серьезной, так и самой обычной простудой. Часто это становится причиной того, что взрослый человек постоянно пытается отыскать у себя несуществующие болезни.
  2. Физическое и сексуальное насилие со стороны родителей. В результате подобных действий человек становится неуверенным в себе, а также начинает испытывать агрессию по отношению ко всем.
  3. Предательство со стороны родителей, например, часто дети так воспринимают развод, формирует чувство вины.
  4. Недостаток внимания и любви в детстве приводят к тому, что во взрослой жизни могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с окружающими.
  5. Смерть близкого человека может кардинально изменить психическое состояние ребенка, поэтому в данном случае лучше сразу посетить психолога.

Также стоит отметить, что некоторые дети могут получить серьезную психологическую травму, когда начинают посещать детский сад.

Детские страхи и пути их преодоления

Родители могут самостоятельно помочь ребенку преодолеть страх, а также не допустить их в дальнейшем. Самый важный шаг — разговаривать с ребенком, заставлять его периодически рассказывать обо всем, в том числе и о страхах. Тогда их сила начнет постепенно уменьшаться, и чем чаще он сможет выговориться, тем заметнее будет эффект.

В зависимости от объекта страха можно использовать разные способы избавления от него:

  1. Сделать рисунок. Можно попросить ребенка нарисовать объект, которые его пугает. Затем, с его одобрения, это рисунок надо порвать и сжечь. Также можно попробовать рисование песком, что оказывает хорошее успокаивающее воздействие.
  2. Слепить страх из пластилина. Практически аналогично предыдущему пункту, но тут пусть сам ребенок скатает свой страх в шар и выбросит его.
  3. Прогулки с друзьями. Чем больше будет знакомых у ребенка, тем меньше эмоций он сможет уделять своим страхам. Шумные игры также помогут отвлечь его от гнетущих мыслей.

Для преодоления страха можно прибегнуть к помощи спорта или танцев. Неплохой альтернативой могут стать боевые искусства.

Благодаря разнообразию и новым впечатлениям ребенку будет легче справиться со страхом.

Страхи ребенка в возрасте от до лет

Период психологического развития возрасте от 3 до 5 лет для ребёнка очень важный. Это возраст эмоционального наполнения собственного «я» ребёнка. То, что чувствует ребёнок он может обозначить словами. Малыш стремится войти в контакт с другими людьми и конечно же с родителями.

Формируется чувство общности ребёнок выделяет понятие «мы» сначала подразумевает себя и родителей, а затем себя и сверстников. Начинают проявляться и формироваться чувство вины и сопереживания. Ребёнок уже более самостоятельный, он не требует постоянного присутствия родителей или других взрослых и может сам себя занять игрушками.

Очень активно развиваются фантазии поэтому вместе с воображением, могут появиться страхи. Также в этот период очень интенсивно формируется такие эмоции как

  • Любовь.
  • Нежность.
  • Жалость.
  • Сочувствие.
  • Сострадание.

Практически все они направлены на родителей в равной степени если между родителями нет конфликтов если родители не ссорятся между собой в присутствии ребенка, то ребёнок проявляет свою любовь одинаково сильно и к маме, и к папе.

Важно!Психологи не советуют употреблять такие выражения как: «Я тебя не люблю»; «Мы с папой тебя не любим», потому что очень ребёнок очень остро воспринимает отсутствие любви в этом возрасте пусть даже внешне это не проявиться, глубоко внутри он будет переосмысливать эту информацию, которая может вылиться в невротические страхи.

Страх одиночества.

Страхи ребенка в возрасте от до лет

Появляется у ребенка, когда он недостаточно чувствует любовь родителей, когда родители эмоционально холодно и неприветливы. Детские страхи одиночества встречаются у слишком строгих родителей. Где мать, а в особенности отец при помощи дисциплины пытается выработать у мальчиков волевые качества характера.

Читайте: Как должен отец воспитывать  сына

Страх темноты

Из-за разыгравшейся фантазии ребёнок в темном окне или в темноте комнаты может увидеть какого-нибудь сказочного персонажа из сказки. Если родители или другие взрослые члены семьи любят пугать ребёнка наказанием в виде посещения Бабы Яги волка собаки Кощея и прочих отрицательных героев, то рано или поздно будьте готовы к тому, что ребёнок начнёт бояться темноты.

Страх замкнутого пространства

У тех родителей, которые практикуют в качестве наказания за шалости или непослушания оставление ребенка в темной комнате или в одиночестве дети могут начать заикаться у них может начаться невротический тик мышц лица и тела, а также есть шанс для формирования пожизненной фобии темноты и замкнутого пространства которое проявляется клаустрофобией.

Любое проявление страха, которое выражается в боязни определённых детских персонажей из сказок или же животных это проявление отношения в семье между детьми и родителями. Ребёнок, как индикатор благополучия в семье остро реагирует на эмоциональная холодность и неприязнь к нему родителей. К сожалению, нередки случаи, когда оба или один из родителей открыто проявляет свое недовольство раздражительность и злость по отношению к маленькому ребенку из-за собственно неудовлетворенности жизнью.

Читайте также:  Как ребенка научить ползать?

Статья: Причины и способы борьбы с детским страхом темноты | Образовательная социальная сеть

  • Абдуллина Марина Владимировна
  • Воспитатель ГБДОУ №60 Кировского района
  • Причины и способы борьбы с детским страхом темноты
  • Страх – это очень сильный испуг, сильная боязнь[5].

Рождение ребенка — всегда чудо и огромное счастье. Пока он еще совсем маленький, главное, что волнует родителей – его здоровье, питание, сон, физическое развитие.

Однако малыш подрастает, и оказывается, что у него есть свои  беды и проблемы, справится ему одному не по силам.

Детские страхи, капризы, слезы- все это беспокоит родителей ,и совершенно справедливо: психологические проблемы ребенка, как правило, тесно связаны с отношениями между родителями, с психологическим климатом в семье. Это же зачастую является причиной детской замкнутости, проблем с общением. [2с.5].

Самый популярный страх современности, не имеющий ни возрастных, ни гендерных различий. Восемь из десяти детей испытывают боязнь темноты; после 18 лет в своем страхе перед наступлением ночи признаются десять человек из ста.

Никтофобия[1] проявляется в виде панического состояния не перед самой темнотой как таковой, а теми страшными картинами, которые воображение больного нарисовало на ее фоне.

Если боязнь темноты, как это часто случается, не проходит в детском возрасте, неконтролируемая никтофобия может стать пусковым механизмом для сердечно-сосудистых патологий и нарушений центральной нервной системы[1].

Для того чтобы бороться со страхом темноты, надо определить его причину и в зависимости от этого выбирать способы его преодоления.

Первая причина: страх одиночества.

Как часто мы слышим от родителей жалобы на то, что ребенок боится темноты. Практически каждый из нас в детстве переживал подобное состояние.

С чем это связано? Существует одна закономерность: страх темноты возникает тогда, когда малыш остается один, без взрослого.

Например, раньше он спал в одной комнате с родителями, а теперь надо переселиться в отдельную комнату и засыпать в одиночестве, да еще и при выключенном свете.

Чтобы решить эту проблему, необходимо дать ему почувствовать свою безопасность , защищенность.

Процесс засыпания должен происходить:

  • в спокойной обстановке;
  • без конфликтов;
  • без криков;
  • без угроз.

Расслаблению помогает купание в ванне перед сном, чтение любимой книжки с хорошо знакомым сюжетом. Можно посидеть  (не ложиться рядом) у кроватки, пока малыш засыпает, включить ночник. Не следует сидеть рядом до той поры, пока ребенок заснет. Сон будет в этом случае поверхностным, малыш будет открывать периодически глаза, проверяя, здесь ли мама.

Можно под каким-нибудь предлогом выйти ненадолго, а потом вернуться. Главное, чтобы ребенок понимал, что вы здесь, рядом с ним.

Преодолевая страх темноты, ребенок взрослеет, это очередной шаг в его развитии. Похвалите его за смелость, подчеркните, что он большой и может засыпать один, без взрослого.

Почувствовать себя взрослым малышу поможет и мягкая игрушка, которую нужно «уложить спать».Игрушка должна быть одна.

Если игрушек будет много, процесс укладывания затянется и места в кроватке может не хватить для самой «няни».

Вторая причина – страх по поводу неизвестного существа, которое очень пугает малыша.

Если малыш боится темного помещения, опасаясь, что на него кто-то может напасть, следует выяснить, или он увидел подобную ситуацию в кино, на улице.

В данном случае, необходимо попробовать с малышом стать этим существом. Придумать для него костюм (например, привидения), спрячьтесь за дверью в темной комнате и напугаете того, кто войдет в комнату.

Читайте также:  Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?

Предварительно договоритесь с тем человеком, которого будите пугать.

Это может быть ребенок постарше или взрослый, который подыграет вам испугается почти искренне, а потом вместе с вами посмеется над шуткой.

Мальчикам можно предложить  войти в темное помещение в костюме Человека-Паука, Черного Плаща, Ниндзи и др. Пусть в его руках будет оружие, которым можно размахивать.

Разрешите ему выкрикивать при этом грозные, подбадривающие кличи.

Костюм даст возможность ребенку почувствовать себя таким же смелым, сильным, уверенным, как герой любимого мультфильма, а громкие крики помогут ему прогнать свой страх. []!

Выше изложенные причины  и способы преодоления страха обсуждаем в дневное (светлое) время суток, когда ребенок в хорошем настроении (это важно), поговорите о его успехах в преодолении страхов, похвалите его, сообщите о его достижениях другим членам семьи. Покажите малышу, то гордитесь им, цените его усилия в стремлении преодолеть страх.

  1. — Ты молодец, вчера сам уснул в кроватке!
  2. -Ты уже стал совсем большим, не боишься  заходить в темную комнату!
  3. — Какой ты смелый, совсем не боишься
  4. И конечно же, любящие родители помогут ребенку побороть страх темноты!
  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Описание методики эмоционально-образной трансформации

Активное ВоображениеФаза Активного Воображения

  • Выгодный обмен. Это самое практичное применение А.В. оно начинается с понимания факта, что человек состоит из многих противоположных частей. Каждая часть имеет свою потребность и желает принять участие в осознанной жизни чесловека. Когда это становиться понятно, то многие конфликты начинают осознаваться как столкновение разных частей «Я», которые по-разному смотрят на мир.
  • Теплая встреча. На этом уровне подход строится на установлении дружеских отношений с бессознательным посредством поднятия на сознательный уровень его образов, ослабления отрицательного воздействия автономной энергии, перевода их в сознание и примирения этих образов с «Я» человека.
  • Восприятие духовного аспекта. Этот уровень похож на то, что люди называют «видениями» — это выброс того, что средневековые мистики называли полным проявлением сознания. Образ или цель событий, посредством способности человека к воображению, овладевает им с такой силой, что человек, на самом деле узнает и ощущает свое подлинное полное ‘Я’. В течении какого-то мига человек видит истинное единство, красоту и смысл жизни.

Трансформация образа как метод изменения эмоционального состоянияСозерцаниеМысленное действиеДиалогВзаимодействие противоположностейЗаменаПередача чувстваПрослеживание судьбы образаСвободное фантазированиеРасширение осознанияВолшебство

К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению (невроз навязчивых движений): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.